Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 59

ва, ел. В. Харитонова), «Мелодия» (муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова).

Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду, т. е. интервалы между ними не превышают од­ного тона. Такое построение мелодии способствует более дли­тельному удерживанию нёбной занавески в смыкании. По­добные тренировки позволяют преодолеть истощаемость двигательной функции мягкого нёба. Мелодии песен и му­зыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы ре­чевого диапазона и у взрослых охватывают октаву. Это по­могает сделать речь мелодичной и интонационной, избежать монотонности.

На заключительном этапе вокальных упражнений дети могут петь фразы из песен «Зима» (муз. В. Карасевой, ел. Л. Френкеля), «Лягушка» (муз. и ел. А. Карасева), «Веселые гуси» (муз. и ел. народные), а подростки и взрослые — из песен «Дубинушка» (муз. и ел. народные), «Не повторяется такое никогда» (муз. С. Туликова, ел. М. Пляцковского), «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова), «Лес горит, пылают горы» (муз. М. Полнареффа, ел. В. Крылова).

Вокальные упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок наиболее труден и доступен только при хороню подвижном нёбе.

Продолжение занятий пением после исправления речи и голоса предотвращают рецидивы ринофонии, которые могут возникать у детей из-за функциональной слабости нёбной за­навески после воспалительных заболеваний носа, глотки или гортани. Взрослым, у которых имеется психастенический фон, занятия пением помогают избегать оживления старых связей в определенных, неприятных для обучавшихся ситу­ациях.

При выявлении у подростков или взрослых фонастении или пареза внутренних мышц гортани в коррекционно-пе-дагогическую работу включаются фонопедические упражне­ния для восстановления голоса при различных нарушениях голосового аппарата.

Последовательность упражнений следующая: 1) дутье в губную гармошку; 2) «мычание»; 3) произнесение пар слогов; 4) длительное произнесение сочетаний со звуком


60 И.И. Ермакова

м; 5) длительное произнесение сочетаний гласных звуков последовательно по одному, два, три, четыре, пять; 6) зак­репление навыков правильного голосоведения в словах, на­чинающихся с прямых ударных слогов ма, мо, му, мэ, мы; 7) фразовые упражнения; 8) чтение текстов; 9) вокальные упражнения.

Параллельно с ними в занятия включаются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутрен­них мышц гортани:

1) исходное положение — руки в замок на затылке. От­
клонение головы назад с сопротивлением рук;

2) исходное положение — сжатые в кулак кисти подпира­
ют подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением
рук;

3) исходное положение — ладони к ушам. Наклоны голо­
вы в стороны с сопротивлением рук;

4) движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед.
Сжимание челюстей;

5) надувание щек (можно с зажатыми крыльями носа);

6) доставание кончиком языка мягкого нёба;

7) поднимание мягкого нёба при зевке.

Этот комплекс рекомендуют для выполнения дома 6 раз в течение дня, по 4—5 раз каждое упражнение.

Принимая во внимание ряд органических и функциональ­ных отклонений при врожденных расщелинах, проводить фо-нопедические мероприятия приходится с их учетом. Наличие носового оттенка не является препятствием для проведения фонопедии. Наоборот, в дальнейшем избыточная назализация тем легче устранится, чем полноценнее будет двигательная активность гортани и громче голос, так как усиление основно­го тона само по себе уменьшает носовой оттенок.

Проводя вокальные упражнения в послеоперационном периоде, придерживаются очень узкого диапазона — 1—2 тона — во избежание перегрузки нездорового голосового ап­парата.

Бесполезно обучать правильному голосоведению до того, как двигательная функция гортани будет активизирована и щель несмыкания голосовых складок уменьшена.

Приступая к «дутью в гармошку» с целью массажа горта­ни вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей, проверяют



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: