ва, ел. В. Харитонова), «Мелодия» (муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова).
Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду, т. е. интервалы между ними не превышают одного тона. Такое построение мелодии способствует более длительному удерживанию нёбной занавески в смыкании. Подобные тренировки позволяют преодолеть истощаемость двигательной функции мягкого нёба. Мелодии песен и музыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы речевого диапазона и у взрослых охватывают октаву. Это помогает сделать речь мелодичной и интонационной, избежать монотонности.
На заключительном этапе вокальных упражнений дети могут петь фразы из песен «Зима» (муз. В. Карасевой, ел. Л. Френкеля), «Лягушка» (муз. и ел. А. Карасева), «Веселые гуси» (муз. и ел. народные), а подростки и взрослые — из песен «Дубинушка» (муз. и ел. народные), «Не повторяется такое никогда» (муз. С. Туликова, ел. М. Пляцковского), «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова), «Лес горит, пылают горы» (муз. М. Полнареффа, ел. В. Крылова).
Вокальные упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок наиболее труден и доступен только при хороню подвижном нёбе.
Продолжение занятий пением после исправления речи и голоса предотвращают рецидивы ринофонии, которые могут возникать у детей из-за функциональной слабости нёбной занавески после воспалительных заболеваний носа, глотки или гортани. Взрослым, у которых имеется психастенический фон, занятия пением помогают избегать оживления старых связей в определенных, неприятных для обучавшихся ситуациях.
При выявлении у подростков или взрослых фонастении или пареза внутренних мышц гортани в коррекционно-пе-дагогическую работу включаются фонопедические упражнения для восстановления голоса при различных нарушениях голосового аппарата.
Последовательность упражнений следующая: 1) дутье в губную гармошку; 2) «мычание»; 3) произнесение пар слогов; 4) длительное произнесение сочетаний со звуком
60 И.И. Ермакова
м; 5) длительное произнесение сочетаний гласных звуков последовательно по одному, два, три, четыре, пять; 6) закрепление навыков правильного голосоведения в словах, начинающихся с прямых ударных слогов ма, мо, му, мэ, мы; 7) фразовые упражнения; 8) чтение текстов; 9) вокальные упражнения.
Параллельно с ними в занятия включаются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани:
1) исходное положение — руки в замок на затылке. От
клонение головы назад с сопротивлением рук;
2) исходное положение — сжатые в кулак кисти подпира
ют подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением
рук;
3) исходное положение — ладони к ушам. Наклоны голо
вы в стороны с сопротивлением рук;
4) движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед.
Сжимание челюстей;
5) надувание щек (можно с зажатыми крыльями носа);
6) доставание кончиком языка мягкого нёба;
7) поднимание мягкого нёба при зевке.
Этот комплекс рекомендуют для выполнения дома 6 раз в течение дня, по 4—5 раз каждое упражнение.
Принимая во внимание ряд органических и функциональных отклонений при врожденных расщелинах, проводить фо-нопедические мероприятия приходится с их учетом. Наличие носового оттенка не является препятствием для проведения фонопедии. Наоборот, в дальнейшем избыточная назализация тем легче устранится, чем полноценнее будет двигательная активность гортани и громче голос, так как усиление основного тона само по себе уменьшает носовой оттенок.
Проводя вокальные упражнения в послеоперационном периоде, придерживаются очень узкого диапазона — 1—2 тона — во избежание перегрузки нездорового голосового аппарата.
Бесполезно обучать правильному голосоведению до того, как двигательная функция гортани будет активизирована и щель несмыкания голосовых складок уменьшена.
Приступая к «дутью в гармошку» с целью массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей, проверяют