Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 67

нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги, улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции. Возможно и изоли­рованное вызывание звука таким образом. Но послоговое произнесение значительно облегчает введение нового звука в слова.

Межзубная фонема с также позволяет перейти к т при рит­мичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык.

Вызывание фонемы от уже имеющихся звуков желатель­нее, поскольку звук произносится менее напряженно и лег­ко вводится в слоги и слова.

Обычно стараются ненадолго затормозить занятия на межзубной артикуляции т, чтобы закрепить при зритель­ном контроле более сильные ощущения и грубые движения. Переход к призубной артикуляции трудностей не вызыва­ет, для этого достаточно попросить ребенка воспроизвести звук при сомкнутых зубах.

Звук к при ринолалии либо отсутствует, либо заменяется глоточным паразвуком. Его исправляют традиционно, сдви­гая переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем во время произнесения слогов татата.

По мере перемещения языка слог та превращается в тя, затем в кя и, наконец, в ка. Фонему вводят в другие слоги, продолжая пользоваться механической помощью. Ребенок самостоятельно нажимает на язык указательным пальцем. Неожиданное для обучающегося отведение руки вызывает правильное произнесение последующего слова по инерции. Затем механическая помощь полностью отменяется.

Исправление звука невозможно при узком, высоком го­тическом твердом нёбе или при выраженном укорочении мягкого нёба, когда спинка языка не имеет опоры для смыч­ки. В подобных случаях можно не тормозить глоточную ар­тикуляцию звука, поскольку акустически он незначитель­но отличается от нормального. Однако предварительно следует опробовать произнесение звука к при контакте кор­ня языка с нёбом в различных точках свода, поскольку воз­можны различные комбинации локализации соприкоснове­ния языка и нёба. Они зависят от последующего гласного звука и компенсаторных способностей ребенка.

Фрикативные согласные при врожденных расщелинах чаще всего образуются фарингеальным способом (глоточным).


68_____________________________________________ И. И. Ермакова

Эффективность их исправления тесно связана с наличием направленной воздушной струи. При утечке воздуха в нос коррекция также возможна. Но звук получается ослаблен­ным.

По мнению А. Г. Ипполитовой (1955), из фрикативных согласных легче всего проходит постановка звука ф. Для это­го пациент по инструкции или с механической помощью приближает нижнюю губу к верхним зубам и дует на нее.

Звук с исправляют чаще всего традиционным способом. Учат дуть на вату, дуть с просунутым между губами широ­ким языком, дуть на язык между зубами (межзубное с), дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Но дутье при этом должно быть тихим, беззвучным.

Особенность коррекции звука с при нёбно-глоточной не­достаточности состоит в невозможности использования уп­ражнений с утрированным дутьем. Если два первых подго­товительных приема не вызывают заметных трудностей, то как только дети приступают к упражнениям с приоткрыты­ми губами, почти все они переходят на выдох глоткой.

Чтобы предупредить это явление и заранее подготовить образование желобка на языке, мы рекомендуем дуть через соломинку. Пластмассовая соломинка лежит на середине высунутого языка. Она задвинута на 2—2,5 см за зубы вдоль языка между резцами. Ребенок учится дуть на руку или на пух через соломинку, придерживая ее сначала губами, а по­том только зубами и языком. Постепенно соломинку выдви­гают изо рта, и ребенок самостоятельно воспроизводит за-зубное с.

Звук с иногда используют в качестве теста для прогнози­рования эффективности постановки согласных. Применение данного согласного объясняется наибольшей плотностью смыкания нёба и глотки при его артикуляции.

Аффриката ц легко получается обычным способом от сли­яния звуков т и с. Следует только напомнить в этом случае об артикуляции звука т у нижних резцов. Но ребенок мо­жет справиться и без напоминания, поскольку любые ука­зания на положение языка, на подробности артикуляции делают ее более напряженной.

Введение в слова, фразы и даже спонтанную речь межзуб­ных артикуляций используется для усиления кинестетичес-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: