1. Историографическая ситуация в отечественной исторической науке в первые десятилетия советской власти. «Дело» академика С.Ф. Платонова.
2. Оценка вклада М.Н. Покровского в советскую историческую науку.
3. Научная школа академика Б.. Грекова и ее место в отечественной исторической науке.
4. История древней и раннесредневековой Руси в научном творчестве Б.А. Рыбакова, И.Я. Фроянова, А.А. Зимина, М.Н. Тихомирова. И. Буганова, Е. Анисимова.
5. Основные проблемы истории России 19–нач. ХХ вв. в исследованиях Н.М. Дружинина, Л.Г. Захаровой, Б.Г. Литвака, А.Я. Авреха, М.В. Нечкиной, И.И. Минца, П.О Волобуева.
Литература и источники
Историография истории СССР. Эпоха социализма. М., 1982.
Очерки истории исторической науки в СССР. М., Т. 4. 1966.; Т. 5.,1985.
Очерки по историографии советского общества. М., 1967.
Покровский М.Н. Русская история в самом сжатом очерке. М., 1931. Ч. 1-2.
Данилова Л.В. К итогам изучения основных проблем раннего и среднего феодализма в России // Советская историческая наука от ХХ к ХХ1 съезду КПСС. М., 1962.
Мавродин В.В. Советская историография Древнерусского государства //Вопросы истории.1967. № 12.
Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Вопросы истории. 1991. №. 2.; Он же. «Мир истории» или миф истории? // Вопросы истории. 1993. №. 1.
Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука в преддверии третьего тысячелетия. Тюмень. 1999.
Сидорова Л. А. Оттепель в исторической науке. М., 1997.
Советская историография Киевской Руси. Л., 1978.
Путилов Б. Концепция, с которой нельзя согласиться // Вопросы литературы. 1962. №. 11.
Покровский М.Н. Русская история в самом сжатом очерке. М., 1931. Ч. 1-2.
Удальцова З.В. Проблема генезиса феодализма в новейших работах советских ученых // Вопросы истории. 1965. № 11.
Историческая наука России в ХХ веке. М.,1997.
Кобрин В. Б. Александр Александрович Зимин // История исторической науки в ХХ веке. М., 1997.
Кобрин В.Б. Александр Александрович Зимин. Ученый. Человек. //Исторические записки. 1980. Т. 105.
Введение // Средневековая и новая Россия. Сб. научн. Статей к 60-летию И. Я Фроянова. СПб. 1996.
Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки отечественной историографии. Л., 1990.
Тема 8. Методологические и концептуальные поиски в современной исторической науке
1. Историографическая ситуация к началу «перестройки».
2. Историк в условиях «перестройки».
3. Научные школы в первое десятилетие ХХ в.
Литература и источники
Поиски отечественной историографии. М., 1999.
Историография в годы «перестройки». СПб.. 2011.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
Рабочая программа курса составлена в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки успеваемости студентов, предполагающей организацию учебного процесса, при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале. Положение о рейтинговой системе предусматривает деление семестровой дисциплины на три модуля. Шкала перевода баллов в оценки:
- 60 баллов и менее - «неудовлетворительно»;
- от 61 до 75 баллов - «удовлетворительно»;
- от 76 до 90 баллов - «хорошо»;
- от 91 до 100 баллов - «отлично».
Максимальный балл за ту или иную работу студент получает, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного. Примерные критерии: полнота и логичность раскрытия вопроса, использование дополнительного материала, самостоятельность суждений отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу.