Племена, жившие по соседству и на окраинах Руси, просвещались Христовой верой уже русскими, с которыми имели тесные связи. Есть известия о крещении некоторых половецких князей, крестились также половецкие княжны, на которых женились русские князья, крестились пленники из степных кочевников и вообще разные люди, поступавшие на службу к русским князьям.
С другой стороны, просветителями степных народов были иногда их русские пленники. Так, например, в конце XI века крестился со всем семейством один знатный половец, пораженный чудесным освобождением своего пленника, печерского инока, преподобного Никона Сухого, которого он три года томил в заключении и которому, опасаясь, как бы тот не совершил побег, подрезал жилы (на ногах). Преподобный Евстратий, другой печерский инок, попал в плен к крымским евреям с пятьюдесятью своими собратьями-христианами. Всех его товарищей иудеи уморили голодом, а самого в день Пасхи распяли на кресте. По предсказанию преподобного, всех евреев в Крыму в скором времени постигла кара от греков. Пораженные исполнением пророчества и чудесами от мощей преподобного Евстратия, многие иудеи приняли крещение.
|
|
Сильно влияли на инородцев северные славяне, селившиеся между финскими племенами. Здесь следует отметить роль Новгорода, который раскинул свои колонии по всему финскому северу. Ближайшие к Новгороду финские племена стали креститься ещё со времен святого Владимира (например, Ижора и Корела). В 1227 году новгородский князь ЯрославВсеволодович посылал к корелам миссию, и они все беспрекословно крестились. Более отдаленные от Новгорода племена (водь и другие) держались языческой веры до XVI века.
Просветителем Вологодского края был преподобный Герасим из Киева. В 1147 году он поселился около небольшого новгородского торжка Вологды, основал монастырь Святой Троицы и 30 лет проповедовал Евангелие жителям этой дикой страны.
Семена святой веры разносили во время своих разъездов по Северу новгородские «повольники», хотя совсем не для её интересов совершали они свои путешествия. В 1174 году две партии повольников проникли в область реки Камы, где с течением времени посредством строительства храмов и проповеди утвердилось христианство.
В Приволжском крае ещё в ХII веке успело сформироваться крепкое великорусское племя, в которое влилось и несколько неславянских поволжских племен. Уже в первой половине ХIII века мы не слышим о существовании здесь старого племени мери; все Поволжье до самых селений мордвы было уже чисто русское и православное.
В 1221 году русская колонизация по Волге приостановилась в Нижнем Новгороде. В его окрестностях русские вступили в долгую борьбу с воинственной мордвой, в резерве которой стояли сильное черемисское племя и волжские болгары. За Нижним Новгородом можно найти только частные примеры обращения инородцев. Например, князь АндрейБоголюбский крестил у себя во Владимире много болгар и евреев. Из болгар известен святой мученик Авраамий, богатый купец, пострадавший у себя на родине за веру в 1229 году. Мощи его в этом же году были перенесены во Владимир.
|
|
На Западе русское влияние было не столь значительным. Здесь оно встретилось с другим сильным влиянием, которое шло с Запада от латинской церкви. В Финляндии просветительская деятельность Новгорода ограничилась племенами ижоры и корелы. Другие, жившие западнее, племена были крещены уже миссионерами из Швеции (в ХII веке). Южнее Финского залива русские князья утвердили христианство среди чуди. В 1030 году Ярослав построил здесь город Юрьев (Дерпт). Преемники Ярослава не оставили просветительской деятельности, посылали к чуди священников. Однако вскоре и здесь началась деятельность латинских миссионеров. В 1070 году Эстонией завладели датчане, а в Ливонии в конце ХII века был основан орден Меченосцев. Орден стремился к подчинению и литовских племен по реке Неман, но Литва выстояла и сдержала распространение его владычества. Слабые лучи христианства проникли из русской земли и в Литву, население которой находилось тогда в состоянии самого упорного язычества. До конца ХII века в Литве было только четыре православных князя. Более других влияло на Литву Галицко-Волынское княжество.
§ 4. Причины успешного распространения
христианства на Руси
Православие, таким образом, распространилось по всей русской земле и утвердилось в некоторых неславянских племенах. Язычество не без борьбы сдавало свои позиции. Но о борьбе открытой, какова была, например, борьба христианства с язычеством в греко-римском мире, до нас дошло очень мало известий, и притом только, относительно распро-странения христианства на Севере в Новгороде, Ростове, Муроме. К север-ному краю относятся главным образом сведения о некоторых попытках произвести против новой веры народные волнения со стороны главных представителей язычества — волхвов. Волхвы возбуждали противление Христовой вере, особенно во времена народных бедствий, которые суеверный народ был склонен приписывать гневу покинутых богов.
Более решительное сопротивление христианству оказали инород-ческие племена финнов на Севере, литовцев на Западе и половцев на Юге. Воюя с русскими, они наносили христианству много вреда — грабили и разоряли его святыни. Так, в 1095 году половцами была разграблена и опустошена главная святыня Руси — Киево-Печерский монастырь.
Славянские и подчиненные им инородческие племена принимали христианство большей частью без сопротивления, во-первых, потому что были уже несколько с ним знакомы, а также и вследствие покровительства государственной власти новой религии. Особенно помогало успехам христианства то обстоятельство, что оно само распространялось мирными средствами: проповедью, убеждением и притом на родном славянском языке.
Для этого Русская Церковь воспользовалась всем, что греческие миссионеры успели выработать для просвещения славян ещё раньше в других странах; славянской Библией и богослужением, письменными трудами славянских пастырей и учителей. Вместе с тем с самого начала своего существования Русская Церковь была церковью национальной. Для русского народа было великой милостью Божией то, что он принял христианство не от римо-католичества, а от Греческой Церкви, которая всемерно способствовала становлению богослужения и переводу Священного Писания на национальные языки в просвещаемых ею странах. Но, говоря о мирном и быстром распространении христианства на Руси, нужно понимать распространение его, скорее всего количественное, которое было ещё очень далеко от истинного, внутреннего усвоения Христовой веры всей массой крещенных тогда людей. К такому внутреннее перевоспитанию своих чад Русская Православная Церковь не имела ещё ни времени, ни сил. Именно поэтому наша церковная история характеризуется длинным периодом двоеверия — смешения христианства с язычеством, в котором язычество сначала даже преобладало над христианством. Двоевер чтил и священника, и волхва, и последнего даже больше, чем первого: от священника он явно уклонялся как от врага своей священной старины, считая саму встречу с ним недоброю. Множество старых верований и обрядов перешло в христианство народа и предало ему своеобразную народную окраску, заметную и в позднейшие времена. Поэтому необходимо далее рассмотреть вопрос о том, в чем заключалась сущность древнего язычества, почему оно лишь постепенно сдавало свои позиции и что из него особенно долго удерживалось в сознании народа.
|
|