Исходной точкой разработки индивидуальных целей является определение стратегических целей. Хорошо начать со следующих стратегических и других вопросов, касающихся уникальных особенностей организации:
1. Ориентация на рынок: ориентируемся ли мы на рынок или на технологию? Изготавливаем ли мы продукцию для того, чтобы служба сбыта продавала её, или же мы изыскиваем возможности продажи и в соответствии с этим организуем ход вещей?
2. Услуга: в какой мере хотели бы мы обслуживать нашу продукцию? «Сверху вниз» или «снизу вверх»? Устанавливаются ли цифры объёмов продаж и роста высшим руководством, советом директоров и т.п. с дальнейшей разбивкой на низших уровнях? Или же мы собираем сведения о целях отдельных подразделений, чтобы путём их обобщения определить цели организации?
3. Показатели: каков лучший показатель (показатели) общего успеха организации? величина прибыли в рублях? величина прибыли в %? доходы на акции? доходы на совокупные активы? доходы на рынке?
4. Ценообразование: хотим ли мы сорвать куш на рынке? Снижаем ли мы цены? Участвуем ли в ценовой конкуренции?
5. Этика взаимоотношений: идём ли мы прямым и ясным путём или действуем «с позиции грубой силы» в том, что касается отношений с конкурентами, поставщиками, работниками, покупателями?
6. Метод: полагаемся ли мы на опыт и «ноу-хау» каждого управляющего больше, чем на такие средства, как компьютеры или аналитическая работа?
7. Стимулы: стремимся ли мы к тому, чтобы широко делить полученные прибыль и успех между сотрудниками или между отдельными управляющими или не делить их вообще?
8. Продвижение работников: тратим ли мы средства, чтобы вырастить собственных специалистов или представляем сотрудникам возможность заботиться о себе самостоятельно, нанимая людей «со стороны» при внезапно возникшем спросе на специалистов?
9.Технология: делаются ли в нашей компании крупные изобретения и использует ли она результаты собственных научных исследований или же мы ожидаем, когда этим займутся другие, предпочитая получать новую технологию «из вторых рук»?
10. Продукция: каковы цены нашей продукции – самые высокие, средние или низкие (а может быть, всё сразу?).
11. Расстановка сил: как бы мы хотели располагаться на рынке среди конкурирующих фирм – быть сильнее, слабее или оставаться вровень с ними?
12. Отношения с обществом: являемся ли мы лидерами в обществе, ходим «в середнячках» или мы недостаточно активны и не имеем собственного лица?
13. Отношения с правительством: откликаемся ли мы в случае необходимости, предпринимаем ли желательные для правительства меры или предпочитаем проявлять инициативу в этих отношениях, стремясь оказать на правительство влияние?
Тема 6