Основание Эрмитажа

Привычное для нас слово "Эрмитаж" происходит от французского "ermitage", что значит "место уединения", "хижина отшельника". Так называли небольшие павильоны в дальних местах роскошных парков, в которых их хозяева могли уединиться для отдыха или общения. Такие постройки стали чрезвычайно модными в Европе в 17- 18 веках.

#REKLAMA#Первый Эрмитаж в России был построен по приказу Петра I в его Нижнем парке Петергофа на берегу Финского залива. Петергофский Эрмитаж был окружен каналами с водой, через один из них перебросили подъемный мост, поэтому в случае необходимости Эрмитаж мог остаться как бы на острове. Здесь же по приказу Петра была устроена, как тогда говорили, "затея" - подъемный стол, сервировавшийся на первом этаже. Затем с помощью специального устройства стол поднимался на второй, парадный этаж. Таким образом, если хозяин хотел вести с кем-то разговор без свидетелей, уединенность этого разговора обеспечивалась полностью. Эрмитаж стал одной из первых в России картинных галерей: стены второго, парадного, этажа были украшены полотнами европейских мастеров, приобретенными в Европе.

Еще один Эрмитаж Растрелли построил в Царском Селе. От великолепного Екатериниского дворца к этому павильону можно было пройти по прямой аллее. Много общего было и в их оформлении: та же богатая декоративная отделка, то же сочетание лазоревого, белого и золотого цветов, блестящее внутренне убранство.

Эрмитажи строились и в других местах: на Каменном острове во владении канцлера Бестужева - Рюмина, в подмосковной усадьбе Шереметьевых Кусково. Эрмитажем назвали и небольшое здание, построенное рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Вален - Деламота для Екатерины II. Императрица устраивала здесь неофициальные приемы. В двух галереях этого здания, которое стало впоследствии называться Малым Эрмитажем, разместили художественные коллекции, приобретенные по приказу императрицы. Именно эта небольшая поначалу художественная галерея стала основой будущего крупнейшего музея, который во всем мире называют Эрмитажем.

. Клодт был в 30-е годы 19 века уже известным скульптором: его "Колесница Победы", установленная на Нарвских триумфальных воротах, произвела впечатление на всех. Когда реконструкция Аничкова моста заканчивалась, Клодт сам предложил использовать для его оформления своих "Укротителей коней". Его предложение приняли, и мастер приступил к изготовлению моделей в натуральную величину. Клодту пришлось самому заниматься и отливкой скульптур.

Пассаж

В первые десятилетия 19 века в растущем Петербурге успешно работали многочисленные гостиные дворы и рынки, однако потребность в новых торговых помещениях росла, для торговли на оживленных улицах стали даже приспосабливать первые этажи жилых домов. В это время в Европе появились торговые здания нового типа - в виде уходящей в глубь жилого квартала крытой галереи, на которую выходили торговые лавки. Эти помещения для торговли получили название "пассажей" от французского слова "passer" - "проходить".

Казанский собор Воронихин

В центре Невского проспекта стоит величавый и удивительно красивый храм с большой колоннадой, на площади перед ним - две бронзовые фигуры полководцев Кутузова и Барклая де Толли, а в самом храме - могила фельдмаршала Кутузова. Исторически #REKLAMA#сложилось так, что этот прекрасный собор связан с памятью об Отечественной войне 1812 года, хотя построен и освящен еще до ее начала.

Еще в 30-годы 18 века на этом месте стояла церковь Рождества Богородицы. Ее часто называли просто Казанской, потому что именно здесь находилась икона Казанской Божьей Матери, которая с 16 века была с русскими войсками во всех самых важных для страны войнах. Церковь Рождества Богородицы, по своей планировке напоминающую Петропавловский собор, непременно можно увидеть на изображениях Невского проспекта 18 века.

Участок для строительства нового храма был довольно сложным: территория между Екатерининским каналом и Большой Мещанской (сейчас Казанской) улицей. По канонам православной церкви алтарь собора должен быть обращен на восток, то есть в сторону канала, а значит, и главный вход в собор следовало сделать напротив, со стороны Большой Мещанской улицы. На главную же улицу столицы, которую храм и должен был украсить, выходил лишь северный, боковой фасад. Воронихин нашел блестящий выход из этой ситуации: он предложил возвести со стороны северного фасада грандиозную колоннаду, которая образовывала бы большую площадь перед Невским проспектом, кроме того, по замыслу архитектора, собор должен был венчать большой купол, который зрительно воспринимался как завершение колоннады. оронихин не только создал проект монументального купольного храма, но и по-новому подошел к его конструктивным элементам: впервые были применены перекрытия нового типа, более тонкие и легкие. Контролирующий строительство собора архитектор И. Старов высказал сомнения в том, что новая постройка будет надежной, особенно беспокоила его прочность купола. Воронихин точными расчетами доказывал надежность своей конструкции, но для того, чтобы окончательно развеять все сомнения, пришлось сделать точную модель будущего храма, которая выдержала нагрузку, во многом превышающую естественную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: