Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В рыночной экономике и квалиметрии понятие «качество» иное. Без качества не будет конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность – способность продукции соответствовать требованиям рынка.
Конкурентоспособность – способность продукции быть успешно реализованной при наличии других предложений аналогичных товаров.
Управление качеством началось в 1905г (тогда «контроль качества»), когда появилась первая система организации труда, предложенная Тейлором: конвейер. Он ввел понятия верхнего и нижнего пределов качества; технические средства контроля геометрических размеров деталей: скобу и пробку; специальность технического контроллера; систему штрафов и вознаграждений.
В 1966г Мак Грегор проанализировал положения системы Тейлора (теории Х) и, пересмотрев понятие «работник», создал «теорию У».
По Тейлору:
- труд есть товар, при необходимости приобретаемые, как любой другой товар. Отсюда понятие «рынок труда»;
|
|
- работа неприятна для большинства людей, и они стремятся по возможности ее избежать. То, что люди получают за работу, для них важнее, чем сама работа;
- на рабочего можно воздействовать через систему вознаграждений и штрафов;
- очень мало рабочих хотят и могут работать творчески, осуществляя самоконтроль.
По теории У:
- работа есть главное богатство предприятия;
- работа сама по себе является потенциальным источником удовлетворения для работников, если она позволяет добиться определенных достижений;
- большинство рабочих рассматриваются как желающие осуществлять самоконтроль;
- предполагается, что у рабочих есть внутреннее стремление к высокому качеству;
- рабочие нередко деморализованы из-за отсутствия удовлетворенности, ожидаемой от труда, из-за монотонности и однообразия работы.
На базе теории У строится работа японских предприятий.