Соответствия по Liber 777:
Буква - цадде,
Значение буквы - окно,
Управитель - Овен,
Положение на древе - Нецах - Йесод,
Цвета - Алый и Красный,
Египетские боги - Менту,
Индийские боги - Шива,
Медитация - окровавленный труп,
Греческие боги - Афина,
Римские боги - Марс,
Животные - баран, сова,
Растения - тигровая лилия, герань,
Драгоценные камни - рубин,
Магическое оружие - Рога, сила, резец,
Ароматы - кровь дракона,
Магические силы - сила освящения вещей,
Тело человека - голова и лицо,
Мифические существа - Эриннии,
Болезнь при неправильной работе - апоплексия
Лей воду на себя, так станешь ты
Источником вселенной,
Найди себя в каждой звезде,
Осуществи каждую возможность.
Возможные значения при девинации: "Война, завоевание, победа, стремление, честолюбие, оригинальность, самонадеянность, мегаломания, сварливость, энергия, сила, упрямство, опрометчивость, дурной нрав". (Алистер Кроули "книга Тота")
"Знак овна управляющей этой картой, сочетает в себе энергию в самой материальной форме и идею власти" В изначальной, звукоподражательной форме языка, этому соответствует звук Ц. Он происходит от санскритского корня со значением "голова" и "возраст", а сейчас встречается в таких словах как, "царь", цезарь, сенат". (там же)
|
|
Кроули отождествляет эту карту с одной из трёх гунн - раджасом, то есть жизнью, энергией, страстью. В этом есть парадокс, который как и все магические парадоксы можно постичь только интуитивно - один и тот же архетип, эманирует как абсолютно статическую идею власти - патриархат, великий отеЦ, так и раджас, то есть мужской динамизм бытия.
Так же как Императрица, эта предельно женственная карта, карта император самая мужская во всех значениях этого понятия. Это и воин завоеватель, и царь поддерживающий порядок, и образ бога-Отца - не случайно основным атрибутом ветхозаветного Яхве был баран, который как раз соответствует этой карте.
Император-императрица представляют собой пары противоположностей, и их полезно рассмотреть вместе. Всё в этих картах точно направлено на то, чтобы подчеркнуть их противоположность =- пастельные цвета императрицы и яркие красно-желтые тона императора; императрица развёрнута влева, император - вправо, образы императора - солнечные диски; императрицы - лунные серпы, щит императора изображает красного орла - щит императрицы - белого пеликана а скипетр власти в руках императора противопоставлен лилии в руках императрицы.
В этом контексте полезно вспомнить следующее утверждение Юнга, проясняющее тонкости связанные с этой первичной дуалью: "Противоположность любви - не ненависть - противоположность любви власть". Идея власти связана с идеей разделения, на что указывает популярный афоризм римского происхождения, тогда как любовь представляет принцип объединения, что было внимательно проанализировано в прошлой лекции.
|
|
Во фрейдовской системе, а так же в системе координат Роберта Антона Уилсона, императора можно отождествить с анальной стадией развития и вторым контуром, когда идеи самоутверждения, доминирования, контроля становятся определяющими". Согласно Фрейду агрессивный и деспотичный тип поведения связан с бессознательной фиксацией в анальном периоде, то есть в возрасте от года до трёх (первые шаги, приучение к туалету).
В системе Юнга Императору соответствует архетип великого отца, который может быть как позитивным (разумный самоконтроль, стимулирующее соперничество), так и негативным (контроль, агрессия, деспотизм). Юнг первым обнаружил, что преобладание патриархального первоначала в культуре ведёт к неврозам и нестабильности, а человек закрывшись в бастионах догм, оказывается неспособным к восприятию новых веяний. Конце патриархата, Юнг связывал с принятием католической догмы о вознесении Марии в теле, которая по его мнению неизбежно приведёт к освобождению целительного компенсирующего женского начала.
Но вопреки распространенному, в нью эйджевских кругах мнению, что этот архетип должен быть попросту отброшен, мы должны помнить, что это невозможно и не нужно. Император, как писал Кроули, это не только власть, но и раджас - материальная энергия действия - мёртвая вода власти и живая вода энергии идут из одного источника. Противостоять цезарю может только равный цезарь, а система ценностей полностью лишенная раджаса оказывается обречена - печальный опыт первого мятежа шестидесятых стал тому подтверждением, и на смену бунтарям цветочного типа, пришли те, кто умеют показать зубы, когда необходимо.
Всякий раз когда мы начинаем работать с архетипами, мы должны помнить о принципе компенсации, ибо это есть основной закон разворачивания любой психологической динамики. Например в прошлом эоне, человечество было одержимо идеалом ненасилия и всепрощения - идеалы достаточно невротичные. Однако по принципу компенсации именно религия проповедующая терпимость и всепрощения на практике демонстрировала предельную нетерпимость в истории религий. Даже первые религиозные войны иудеев, лишь самозащита - ещё не одна религия, не стремилась спасти всех и вся, любыми методами, в том числе огнём и мечем. Тот кто будет утверждать, что подобное поведение будто обусловлено лицемерием, на самом деле ничего не понимает в психологических и магических закономерностях. Потому задачей является не следование некой односторонней идее, а страстное объединение противоположностей, о котором разными словами говорили Юнг и Кроули.
Я повторил эти очевидные психологические истины в главе о императоре, ибо этот архетип является одним из самых сложных для интеграции. Противоборство двух архетипов, эроса и власти, есть один из базовых проблем противоположностей, и практически во всех психологических системах.
Приведу сон, который демонстрирует некоторые тонкости связанные с этим архетипом, который приснился одному моему другу в период проработки отцовского комплекса:
"Мы находимся в зале совещания на заводе. Явно напряженная атмосфера, это что-то вроде официального обеда, где каждое движение подчинено невидимым правилам. Вдалеке сидит начальник и наблюдает за нами. Вдруг открывается дверь и входит президент, оглядывая аудиторию. В этот момент одна красивая девушка закашлялась, не смогла дальше есть и покинула зал".
|
|
Обратите внимание на связь еды (орального удовлетворения), и темы тотального контроля. Девушка, несомненно представляет Аниму сновидца, является выразителем идеи спонтанности противостоящей власти, спешит покинуть комнату.
А вот ещё один сон, где противоборство достигает метафизического накала. Этот сон приснился мне в отрочестве и долгое время оказывал влияние на восприятие жизни и религии. Во втором примере конфликт более выражен, и сторона сновидящего эго более определена:
"Я нахожусь в гостях у родственников в Москве. Я собираюсь спать и лежу на кровати. Внезапно комната озаряется потрясающим свечением, и по воздуху ко мне сходит прекрасная девушка. Я испытываю нуминозное очарование и восторг. Она говорит, что пришла из будущего - где-то так двадцатого тысячелетия - и убежала оттуда потому, что её там хотели убить.
Я, не задумываясь, прошу её отправить меня туда - разобраться. Она передаёт мне какую-то силу и отправляет в будущее. Я оказываюсь в очень странном туманном, умирающем мире.
У меня происходит столкновение с неким могущественнейшим существом; это столкновение описать невозможно: ну, что-то вроде телепатической схватки. Он почти растворяет меня, но в последний момент я всё-таки побеждаю, и вдруг, к своему удивлению, слышу: "Глупец, ты так ничего не понял. Эта девочка должна была умереть, а, избегнув смерти своим коварством, она нарушила пространственно-временной континуум и обрекла мир на разрушение. Остановись, пока не поздно!"
Я понимаю, что передо мной Бог вселенной, но Она важней! И (уж извините, из сна слов не выкинешь) я наношу последний телепатический удар со словами: "И хуй с ним, с миром, главное - Она!".
В этот момент происходит нечто: идёт вспышка, мир с Богом сворачивается, и... и я оказываюсь в палатке Киевского вокзала рядом с чертовски привлекательной продавщицей! Я тут же начинаю проявлять сексуальную активность, и вскоре следует секс, на чем сон и кончается".
Здесь я прошу обратить внимания на совершенно гностическую позицию сновидца - "Предо мной бог но она важнее", которая определяет главенство женского принципа (спонтанность, иррациональность, чувственность), над патриархальным (контроль, власть, здравый смысл), который представлен побеждённым богом.
|
|
Данным мотив противоборства столь распространен, что каждый при желании может найти у себя соответствующие сновидения, и определить для себя, какую позицию он занимает в этом тонком противостоянии, которое только на очень высоких уровнях развитие сознания переживается как единство.