Удачники 18 страница

Были ли попытки прервать беременность?

Если такие попытки были, то сколько, при помощи чего, к каким последствиям привели?

Была ли необходимость сохранять беременность?

Если такая необходимость была, то в каком триместре беременности, в связи с чем и как она сохранялась?

Важно подробно изучить фотографии семьи до вашего появления и периода беременности вами.

1.3. Рождение и раннее детство

Какова очередность вашего рождения?

Важно вспомнить всех детей, которых родила ваша мама.

Какой период времени прошел от предыдущих родов до ваших?

Если это были первые роды, то они часто протекают тяжело и для матери, и для младенца. В ряде случаев формируется сценарий разрыва матери.

Назовите дату вашего рождения. Что эта дата значила для семьи и вас?

Родились ли вы вовремя, раньше или позже? Имеет ли дата рождения для семьи какое-то символическое или другое значение?

В каких условиях и как протекали роды? Рождались ли вы в советском родильном доме или в других условиях? Как долго протекали роды? Стимулировали ли родовую деятельность медикаментами? Проводилось ли кесарево сечение? Проводились ли разрезы промежности матери? Зашивали ли промежность после родов? Как «обрабатывали» вас после родов. Как быстро вас приложили к материнской груди? Как долго вы пробыли в родильном доме?

Как повлияли ваши роды на мать? Что с ней произошло? Болела ли она? Как изменилась ее жизнь после вашего рождения?

Назовите даты рождения ваших сибсов. Что эти даты значат для семьи и вас?

Сколько детей хотели иметь ваши родители? Планировали ли они определенное количество детей? Какого пола, какова очередность рождения? Какое будущее предрекалось каждому ребенку?

Были ли вы желанным ребенком? Соответствовало ли ваше рождение планам родителей? Соответствовал ли ваш пол желаниям родителей и семьи? Готовилась ли семья к вашему рождению?

Как отнеслись к вашему рождению мать, отец, прародители, сибсы, другие значимые люди? Читали ли вы свое свидетельство о рождении?

Некоторые семейные легенды и умалчивания рассеиваются, когда берешь в руки свое свидетельство о рождении и читаешь строчку за строчкой.

Кто выбрал ваше имя и с чем или с кем это связано?

Каждое имя имеет значение. Важно провести анализ имен, даваемых в вашей семье. Можно проанализировать имена прародителей, родителей, их сибсов, вашего поколения членов семьи, подробно изучить ваше имя.

Насколько вы соответствовали и соответствуете ему? Как ласково называли вас родители и домочадцы? Какие клички давали вам дома, в учебных заведениях и на улице?

От чего происходит и что обозначает ваша фамилия?

Здесь, кроме точки зрения семьи, которая может нести в себе одну из легенд семьи, важно вновь обратиться к словарю имен. Ведь многие фамилии произошли от имен. Важно услышать, как звучит фамилия, как она звучит из уст клиента. Произносит ли он ее утвердительно, ровно и спокойно, просто передавая информацию. Или он произносит ее тихо, даже «проглатывая» ее часть.

У самого клиента и участника группы можно спросить: «Чего можно ждать от человека с такой фамилией? Каков человек, носящий такую фамилию?»

Важно услышать, как звучит фамилия вместе с именем и отчеством, насколько это благозвучно. И что означает сочетание этих трех значений?

Какими именами вас называли в раннем детстве в семье?

Важно вспомнить все эти имена и вновь услышать, какой отклик они вызывают в вашей душе.

Посещали ли вы детские ясли?

Этот важнейший жизненный опыт обычно бывает вытеснен в связи с его явным травматизмом. Ведь ясли — своеобразный детский «инкубатор». Воспоминания о том периоде жизни вытесняются в связи с Родительскими запретами или по другой причине. Восстановить период, затушеванный, записанный чувствами, образами, соматическими ощущениями, отдельными словами и обрывками слов, очень важно. И это удается после ряда сеансов возрастной регрессии в трансе.

Кто в семье уделял вам больше всего времени?

Люди, которых воспитывали бабушка и дедушка, — это такие люди, чья информация в Родительском состоянии особенно устарела и может противоречить действительности. У таких людей часто не воспитаны качества, позволяющие им самостоятельно адаптироваться в изменяющемся мире. У них может быть множество предрассудков и страхов.

Люди, пользовавшиеся постоянным вниманием мамы, более адаптивны. Многое, конечно, зависит от того, насколько приспособлена и здорова сама мама.

По-другому формируются те, кто воспитывался тетями и дядями, старшими братьями и сестрами.

Ваше развитие и болезни в дошкольном детстве.

Здесь особенно важны ваши ощущения и переживания от болезней. Многие сохранили чувство комфорта и заботы о них, когда они болели. Некоторые только в это время становились центром внимания. О них заботились, им делали подарки.

Родительская забота о больном ребенке представляется прямо инстинктивной реакцией. Только воспитывать ребенка так, чтобы он стремился заболеть, — неправильно. Поэтому во время болезни ребенка можно награждать за продвижение к здоровью, за успешное лечение.

Важно подробно изучить ваш семейный альбом с фотографиями вашего раннего детства.

1.4. Дошкольное детство

Кто занимался вашим воспитанием?

Те, кого воспитывали бабушка и дедушка, несут в себе многие пережитки, свойственные прародителям. Они могут быть недостаточно адаптированы к современной жизни. Важно вспомнить всех, кто вас воспитывал и наложил свой отпечаток на формирование личности.

Посещали ли вы детский сад?

Посещение детского сада или, как это было принято называть, организованное воспитание в развитии ребенка может играть двоякую роль. В том случае, если семья не может обеспечить адекватное развивающее воспитание, то детский сад частично заполняет этот пробел. С другой стороны, в детском саду дети подвергались идеологическому воспитанию, а значит, социальной психотерапии. Они более стандартизированы, чем так называемые домашние дети. Кроме того, детский сад давал ребенку еще несколько авторитарных фигур для формирования его Родительского и Детского состояний.

Посещение детского сада, особенно круглосуточных групп, само по себе для ребенка стресс. И вместе с тем детсадовский воспитанник более адаптирован для последующих стрессов социальной жизни. Чем в более старшем возрасте ребенок идет в сад, тем вероятнее формирование у него самобытных черт личности.

Расскажите о своих товарищах.

Важно узнать, какими были ваши товарищи: пол, возраст, социальная принадлежность и т.д.?

Каковы были ваши игры? К каким ролям в играх вы стремились, на какие соглашались, каких избегали и на какие не соглашались никогда? Что стало с вашими товарищами? С кем из них вы поддерживали отношения в другие возрастные периоды жизни? Вспомните яркие эпизоды общения с ними. Как вас называли в семье?

Вспомните и назовите все ваши имена и прозвища. Что значили они для вас? Что значили они для других членов семьи? Произнесите их еще раз. Какой эмоциональный отклик это вызывает у вас?

Сообщите о своих прозвищах, как и в предыдущем пункте. Только все это за пределами семьи.

Кем вы мечтали стать?

Кем вы мечтали стать для себя, для родителей, для сверстников? Были ли у вас мечты о будущей профессии, взрослой жизни? Что вы отвечали, когда вас спрашивали, кем вы желаете стать?

Какие роли вы чаще исполняли в детских играх?

О каких ролях в детских играх вы мечтали? Как вы достигали того, о чем мечтали?

На какие роли вы соглашались? Каких ролей избегали?

Ваши увлечения противоположным полом.

Был ли у вас интерес к противоположному полу? Делали вы это для себя или для кого-нибудь другого? Помните ли вы имена тех, кем вы были увлечены? Помните ли вы имена тех, кто был увлечен вами?

Сообщите о своей любимой сказке.

Была ли у вас любимая сказка? Может быть, их было несколько? Сообщите о самой привлекательной для вас роли в этой сказке. Сообщите о симпатичных для вас ролях. Сообщите о ролях, которые вас отталкивали.

Ваш семейный альбом.

Это очень важно и информативно — посмотреть вместе с терапевтом, а может быть, еще и в терапевтической группе ваш семейный альбом. Члены вашей семьи вновь всплывут в вашей памяти. Вы сможете обнаружить интересные и неожиданные факты, прийти к важным выводам.

Как вы себя чувствовали наверху «качелей жизни»?

1.5. Младший школьный возраст

Настроены ли были вы идти в школу? Вы мечтали о школе? Вы собирались в школу? Вы завидовали тем, кто учится?

Подготовлены ли вы были к обучению в школе? Знали ли вы буквы? Умели ли вы читать? Умели ли вы считать? Умели ли вы складывать и отнимать? Что еще вы умели перед школой?

Была ли у вас необходимая одежда, портфель, книги, иные школьные принадлежности?

Опишите свой первый день в школе. С кем вы шли в школу? Что вы несли? Что вы увидели, когда туда пришли? Что вы ожидали и что явилось для вас неожиданным? Понравилось ли вам в школе? Захотелось ли пойти на следующий день?

Расскажите о первой учительнице. Какая она была? Что вам запомнилось в ее внешности, ее поведении? Что из высказываний учителя вам особенно запомнилось?

Какие поступки учителя вам особенно запомнились? Стала ли она самым авторитетным для вас человеком? Часто ли вы вспоминаете ее теперь? Хотели ли вы иметь другого первого учителя? В чем начало обучения оправдало ваши ожидания, в чем не оправдало?

Расскажите о других запомнившихся вам педагогах.

Расскажите о ваших школьных друзьях и врагах. Сколько у вас было друзей? Знали ли вы их до школы? Сколько у вас было врагов? Знали ли вы их до школы? Устраивало ли вас ваше место в иерархии класса? Приходилось ли бороться за повышение статуса?

Каковы были ваши успехи в обучении? Какие предметы вам давались легко, а какие с трудом? Устраивали ли вас, членов вашей семьи, знакомых и значимых других людей ваши успехи в обучении? Перечислите любимые и нелюбимые вами предметы обучения?

Как вы оценивали отношения между вашими родителями?

После того, как вы стали учиться, посмотрели ли вы другими глазами на вашу семью? Изменилась ли ваша оценка родителей? Изменились ли ваши отношения к родителям?

Перечислите ваши прозвища. Какие прозвища вам давали на улице, дома, в школе? Какие из них вам нравились, какие были терпимы, какие обижали? Что вы предпринимали для избавления от них?

Назовите ваши главные радости, огорчения, разочарования.

Какие профессии вы выбирали для себя?

Вспомните то, что вызвало у вас самый большой эмоциональный отклик.

Ваши увлечения противоположным полом? Были ли у вас такие увлечения? Как долго они длились и чем завершились? Сообщите имя или имена тех, кем вы были увлечены, и тех, кто был увлечен вами.

Важно познакомиться с альбомом ваших фотографий этого возраста.

Как вы чувствовали себя внизу «качелей жизни»?

1.6. Средний школьный возраст (5–7 классы)

Как вы реагировали на новых педагогов? Легко ли вам было приспособиться к значительному увеличению числа педагогов?

Как они реагировали на вас? Как складывались у вас отношения с педагогами? Что из их высказываний вам особенно запомнилось? Что из их поступков вам особенно запомнилось? Какие предметы вам нравились, какие нет?

Как изменились ваши успехи в обучении?

Учиться стало легче или труднее? Больше или меньше времени вы уделяли подготовке домашнего задания? Как складывались ваши отношения со сверстниками? Много ли у вас было друзей? Много ли у вас было товарищей?

Как складывались ваши отношения со старшеклассниками? Какова была ваша роль в иерархии сверстников в школе и по месту жительства?

Сообщите о ваших друзьях и врагах.

Как складывались ваши отношения с противоположным полом?

Перечислите ваши прозвища. Как вас называли дома, по месту жительства, в школе?

Назовите ваши увлечения. Как вы проводили свободное время? Как часто менялись ваши увлечения? Были ли у вас стойкие увлечения? Влияли ли увлечения на ваши успехи в обучении?

Кем вы собирались стать в будущем? Были ли у вас конкретные планы о будущей профессии, вашей деятельности?

Мечтали ли вы о будущем? Желали ли вы быстрее вырасти? Видели ли вы во сне будущее? С кем из окружающих вас людей или героев были связаны ваши мечты о будущем?

Как вы оценивали отношения между вашими родителями? Ваши родители жили дружно? Как часто они ссорились? Что вы чувствовали, когда они ссорились?

Была ли у вас уверенность в ваших родителях?

Кто из них вам был ближе?

Боялись ли вы, что с родителями может что-либо произойти?

Сообщите о вашей любимой сказке или истории.

Была ли у вас в этом возрасте любимая сказка, история, легенда, кинофильм, которые вы по несколько раз читали, смотрели, слушали и вам не надоедало? Был ли там любимый герой или любимый сюжет?

Какие профессии вы выбирали для себя?

Какому герою или реальному человеку вам хотелось подражать? Кто был этот герой или человек? И в чем вам хотелось ему подражать? Во всем ли он вам нравился? Как вы подражали ему?

Ваш семейный фотоальбом — как он отражает этот ваш возраст?

1.7. Старший школьный возраст

Какие предметы обучения вам нравились, какие нет?

Чем привлекали и чем не привлекали вас предметы обучения? Как давались вам предметы, которые вам нравились? Как давались вам предметы, которые не нравились?

Связывали ли вы свое будущее со знаниями определенных предметов? Считали ли вы, что определенных предметов в учебном заведении не хватает? Занимались ли вы дополнительно по этим предметам? Считали ли вы, что некоторые предметы для вас бесполезны? Как много времени вы уделяли подготовке домашнего задания?

Как вы относились к педагогам?

Были ли педагоги, которые вам нравятся, безразличны, не нравятся, невыносимы? Были ли педагоги, которым вам хотелось подражать? Связано ли было у вас отношение к предметам с отношением к педагогам?

Какие высказывания педагогов вам особенно запомнились? Высказывания о вас, по предмету, на другие темы? Воспроизведите эти высказывания и дайте им комментарии.

Какие поступки педагогов вам особенно запомнились?

Эти поступки могли касаться вас, ваших товарищей или не касаться никого. Как они характеризовали педагогов? Какое впечатление они произвели на вас тогда? Как вы оцениваете их сейчас? В каких педагогов вы влюблялись?

Были ли педагоги женского и мужского пола, ваше отношение к которым можно назвать влюбленностью? Расскажите о них. Как долго длилась ваша влюбленность и чем она закончилась?

Какие профессии вы выбирали для себя?

Была ли одна профессия, которую вы для себя выбрали? Или таких профессий было несколько и вы колебались в выборе? А может быть, таких профессий не было вовсе?

Сообщите о ваших друзьях и врагах.

Расскажите о каждом из ваших друзей. Чем он привлекал вас? Что в нем вам не нравилось? Как возникла ваша дружба? Как складывались ваши отношения? Как долго длилась ваша дружба? Чем она завершилась?

Кто были ваши враги? Как возникла вражда? В чем она проявлялась? Как долго она длилась? Чем она завершилась?

Расскажите о ваших прозвищах. Перечислите все прозвища, которыми вас награждали в этом возрасте. Что они для вас значили? Какие из них вам нравились, какие были терпимыми, какие вызывали отрицательные эмоции? Как вы стремились избавиться от них и делали ли это?

Важно изучить ваш семейный альбом школьных лет.

Как вы себя чувствовали наверху «качелей жизни»?

1.8. Годы после окончания школы и до создания собственной семьи

Чем вы наполняли вашу жизнь?

Чувствовали ли ностальгию по школе?

Ощущали ли вы себя взрослым? Вам нравилось быть взрослым?

Чем вы занимались? Ошибались ли вы в выборе профессии?

Как складывались ваши отношения с противоположным полом?

Как вас называли окружающие? Перечислите ваши прозвища, которые вы получали дома, от друзей и товарищей, противоположного пола и т.д.

Кто из людей был вам особенно близок?

Перечислите близких вам людей. Какие из высказываний этих людей вам особенно запомнились? Какие из поступков окружающих вас людей произвели на вас наибольшее впечатление?

О чем вы мечтали, чего опасались в профессии, в отношениях с противоположным полом, в уровне жизни?

Как складывались ваши отношения с противоположным полом?

В чем проявлялись ваши успехи, а в чем неудачи? Чем вас устраивали ваши поклонницы и поклонники, а в чем нет?

Искали ли вы или ждали ту единственную, единственного?

Думали ли вы обзавестись семьей? Часто ли вы оценивали лиц противоположного пола с точки зрения вступления с ними в брак?

В чем вы особенно преуспевали?

Назовите ваши главные успехи в работе, в учебе. В отношениях с противоположным полом?

Ваши основные успехи в развлечениях, хобби, спорте?

В чем другом вы особенно преуспели? Как относились к вашим успехам значимые для вас люди?

Что вас особенно огорчало в связи с вашей неуспешностью?

В какой области вы были неуспешны?

Достаточно ли усилий вы прилагали для преодоления неуспешности?

Ваша неуспешносгь была для вас ожидаемой? Как относились значимые для вас люди к вашей неуспешности?

Кому из героев, персонажей или реальных людей вы подражали? Назовите этого героя. Чем он вам особенно нравился? Чем он вам не нравился? Как удавалось вам подражать ему? Может, таких героев было несколько?

Важно изучить ваши фотографии этого периода жизни. А если вы еще не дошли до него, то попытаться представить вашу жизнь. И это особенно важно!

Часто ли вы попадали на «качели жизни»?

1.9. Годы «второго семейного гнезда»

Если этого пока не случилось, то особенно важно представить себе это!

Когда и как вы впервые вступили в брак?

Долго ли длился период ухаживания? Был ли это именно тот самый единственный человек? Мечтали ли вы именно об этом браке? Был ли ваш супруг похож на кого-то из ваших родственников?

Сообщите о самых ярких впечатлениях периода ухаживания.

Как вы познакомились? Как объяснились в любви? Что больше всего вам врезалось в память?

Сообщите о самых ярких впечатлениях брачной церемонии.

Настроены ли были вы на красочную брачную церемонию? Как вы себя чувствовали? Протекала ли она так, как вы рассчитывали? Такую ли свадьбу вы хотели? Все ли желанные вами гости пришли? Ваши впечатления от первой брачной ночи?

Сообщите о родственниках вашей супруги\супруга. Что вы можете сказать о ее/его родителях? Что можете сказать о прародителях? Что можете сказать о сибсах?

Оправдывает ли ваш/а супруг/а ожидания своей семьи? Оправдываете ли вы ожидания ее/его семьи? Какая модель семьи у вашей супруги/супруга?

Насколько ваш/а супруг/а подошла для вашей семьи? Насколько он/а понравился/лась вашим родителям? Насколько он/а понравился/лась вашим прародителям? Насколько — вашим сибсам?

Сообщите о первых месяцах семейной жизни.

Сообщите об отношении значимых для вас людей к вашему браку.

Насколько ваша модель семьи и модель семьи супруга\супруги подошли друг другу?

Насколько ваши модели семьи дополняли друг друга? Насколько модели ваших семей входили в противоречие друг с другом? Насколько вам удалось адаптировать эти модели?

Какое количество детей вы планировали иметь?

Были ли у вас планы в отношении количества детей? Были ли конкретные планы в отношении их пола, внешности и т.д.? Насколько совпадали эти ваши планы с планами вашей супруги?

Сообщите о рождении первого ребенка.

Как быстро возникла беременность вашим первенцем? Как она протекала? Как изменились отношения в семье в связи с этой беременностью? Как протекали последние дни перед родами? Как протекали роды? Оправдал ли новорожденный ваши надежды и ожидания? Как протекал послеродовой период? Какие изменения в жизнь вашей семьи внес первенец?

Сколько всего у вас детей?

Этого ли количества детей вы желали? Совпадает ли их пол с вашими желаниями? Хотели бы вы изменить количество ваших детей?

Как росли и развивались ваши дети? Как они переносили болезни? Каково их здоровье? Каковы их успехи в обучении? Каково их общее развитие? Оправдали ли они ваши ожидания?

Сообщите о самых запомнившихся высказываниях ваших детей о вас.

Как ваши дети вас называли в различные периоды жизни? Что самое важное они сказали вам о вас?

Сообщите о самых запомнившихся поступках ваших детей.

Какие поступки ваших детей вызвали у вас радость? Какие поступки вызвали чувство страха? Какие другие поступки особенно запомнились вам?

Вы планировали судьбу своих детей? Делали это исходя из своих мыслей и предпочтений или из их склонностей и способностей? Что вы предпринимали для реализации ваших планов? И что вы не сделали для того, чтобы ваши планы осуществились?

Что из ваших планов сбылось? Что еще сбудется? Чему не суждено сбыться?

Важно изучить ваши семейные фотографии этого периода жизни. А если вы еще не дошли до него, то попытаться представить вашу жизнь.

Находились ли вы на «качелях жизни» на этом вашем жизненном этапе?

1.10. Годы «опустевшего семейного гнезда»

Если этого пока не произошло — сообщите о своих планах.

Если вы это еще не планировали — пофантазируйте на эту тему. Это особенно важно! С кем вы будете жить после того, как вырастут дети?

Останутся ли жить с вами ваши дети или кто-то из них? Будет ли у них своя семья или нет?

Кто еще будет жить с вами под одной крышей?

Где вы будете жить?

Как вы будете реализовывать себя?

Продолжите ли вы работать или займетесь чем-то другим? Будете ли вы отдыхать? Осуществите ли вы свои заветные мечты?

1.11. Годы завершения жизни

Давайте представим будущее. Это особенно важно!

В каких условиях вы будете завершать свою жизнь? Где и с кем вы будете жить? Чем вы будете заниматься?

Кто будет с вами в последние дни вашей жизни? Что и кому вы скажете? Что и кому напишете? Что и кому вы завещаете?

Важно изучить ваши фотографии этого периода жизни. А если вы еще не дошли до него, то попытаться представить вашу жизнь.

Какие переживания и действия вызывают у вас «качели жизни»?

1.12. После завершения жизни

Как будут протекать ваши похороны? Кто будет присутствовать, кто отсутствовать? Что будут говорить? Что будут чувствовать?

Где вы будете похоронены? Как будет выглядеть ваше надгробие? Что будет написано на вашей могильной плите?

Что связанное с вами будет происходить после завершения вашей жизни?

Таковы основные характеристики сценарной истории жизни постсоветского человека. Сценарный статус и проверочный список эффективности терапии, консультирования или самоанализа современного постсоветского человека приведен в конце книги, в Приложении 3.

Глава 8

Мужские и женские сценарии

О существовании мужских и женских сценариев

Каждый из нас вовлечен в колоссальное театральное действие, именуемое жизнью. У каждого из нас в этом драматическом действии свои сценарии и роли, которые мы заучиваем, репетируем и исполняем. Переплетаясь и взаимодействуя между собой, сценарии образуют сложный узор, который развертывается в историю народа, страны, мира.

Темы сценариев меняются от одной эпохи к другой. Они могут содержать темы, например, создания империй и завоеваний, как Российской империи или позже — Советской империи — социалистического лагеря.

Сценарии отражают то, что обычно принято понимать под национальным характером. Например, «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить…» (Ф. Тютчев)

«Я — русский сам. — И что я знаю? Я падаю, я в небо рвусь. Я сам себя не понимаю. А сам я — истинная Русь». (И. Северянин)

Времена меняются, меняются декорации, совершенствуются технологии, меняются темы сценариев, вкусы и мода, но вечное действо жизни продолжается. И главные роли в нем неизменны. Он и Она. Герой и Героиня. Мужчина и Женщина.

Мужчины и женщины в ходе социализации развиваются, ориентируясь на половую принадлежность. Сексуальная идентификация начинается с раннего детства и подкрепляется на протяжении всей жизни. Мужчина «должен быть» рациональным, продуктивным, усердно работающим и зарабатывающим. Ему «не следует быть» эмоциональным в проявлении чувств, сентиментальным, неуверенным и слабым. Женщина «не должна быть» рациональной и сильной. Ей «следует» поддерживать мужчину эмоционально, за что он оказывает ей материальную поддержку. Конечно, это крайние варианты характеристик мужских и женских ролей. Однако в обществе существует тенденция следовать таким стереотипам. Побочным эффектом усвоения жестко детерминированных сексуальных ролей является ограничение потенциальных возможностей каждого индивидуума, независимо от пола и целостности. Мы часто встречаем у клиентов — мужчин и женщин — ощущение неполноценности существования, когда в их жизни отсутствует партнер противоположного пола. Они чувствуют себя неблагополучными людьми, неудачниками во взаимоотношениях с другими и испытывают страх одиночества. Социальное окружение стимулирует этот страх, подчеркивая неполноценность одиночек и необходимость союза мужчины и женщины. Мужчины и женщины направляют свои усилия на то, чтобы подобрать себе пару и стремятся к взаимозависимым отношениям. Образовав пары, они получают внешние и внутренние психологические награды в виде одобрения социума, льгот и ощущения внутренней целостности и полноценности.

Воспользуемся структурным анализом и разберем эго-состояния мужчины и женщины, которые подчиняются социальным стереотипам.

Итак, социализированный мужчина активно развивает свое Взрослое эго-состояние, чтобы быть высоко рациональным, способным к анализу и логическому мышлению. Социализированный мужчина занимает во взаимодействиях главенствующую позицию, он командует, вырабатывает стратегии и тактики действия. Однако на деле командование часто оказывается давлением или принуждением. Здесь в большей степени можно говорить о развитом Карающем Родительском эго-состоянии. Мужчины часто не склонны развивать в себе и у других Заботливого, Поощряющего Родителя. Их интерес развернут в сторону заботы о деле, идеях. Иногда делом является забота о благополучии других, например, работа военных, политиков или семейного кормильца. Но это позиция Спасителя, а не Заботливого Родителя. Спаситель — роль в Драматическом треугольнике, построенная на игнорировании и обесценивании способности Жертвы справиться самой. Спаситель спасает не потому, что желает этого, а потому, что должен. И многие мужчины, нам это хорошо знакомо по психотерапевтическим сеансам, испытывают чувство вины, если не испытывают потребности или не хотят спасать Жертву. Спасение, потому что я сильный, а она слабая. Спасение не во имя любви, заботы и поддержки другого. Еще в детстве мальчиков принуждают к бесчувствию, к обесцениванию своих эмоций, ложно заявляя, что мужчина не должен быть слишком чувствительным. «Не плачь, ты же будущий солдат!» Итак, мужчина отрицательно относится к проявлениям Спонтанного, Естественного Ребенка. Мужчина, который прислушивается к своим чувствам и чувствам других, не способен к эксплуатации. Он не будет убивать других. Потеряв дорогу к своим чувствам, мужчины выбрали сценарии, связанные с отчуждением от своего тела. Рассудок — превыше всего. Для получения доступа к эмоциям, внутренним ощущениям и удовольствиям от тела, мужчины используют суррогаты счастья (алкоголь, табак, кофе, еду, наркотики или неоправданный риск).

Женщину социально программируют так, чтобы она стала продуктивным дополнением к мужчине. Женщину учат приспосабливаться, в этом помогает сильный Адаптивный Ребенок и развитый Заботливый Родитель. Женщина не обязана иметь активное Взрослое эго-состояние. Ее роль традиционно второстепенна, она помощница, ее функции — рожать детей, быть заботливой и внимательной, особенно к своему мужчине. Женщина имеет мощного Карающего Родителя, который подтверждает «законность» ее места. Социум усиливает типичный женский сценарий дискриминацией по половому признаку, и женщина испытывает при этом неизбежное чувство своего бессилия. Иррациональность, сверхэмоциональность, непредсказуемость — характеристики слабого Взрослого эго-состояния. Для женщины, которая следует такому стереотипу, нужен Спаситель, избавитель, рыцарь и защитник, бесстрашный воин. Вместе с тем, слабый Взрослый вынуждает женщину развивать свою интуицию Взрослого в Ребенке, Маленького Профессора. Ведь, чтобы приспособиться и «жить долго и счастливо» со Спасителем, надо быть Волшебницей и предугадывать все его желания и исполнять их.

Естественный Ребенок у женщины развит еще меньше, чем у мужчины. Не давайте женщине возможности проявлять в себе Естественного, Свободного Ребенка, и она никогда не узнает, что ей действительно хочется. Если телесный сценарий мужчины формируется отказом от чувств, то женский сценарий формируется под действием чужих мнений, моды. Ее образ полностью зависит от пристрастий других. Единственно, что разрешено Естественному Ребенку женщины — это усиливать переживания своего неблагополучия (Я — не ОК) и демонстрировать депрессивные реакции, повышая свою чувствительность и эмоциональность. Это препятствует осознанию своих подлинных чувств и желаний.

Итак, мужчина и женщина развивают свои эго-состояния так, чтобы дополнять друг друга. В культурах разных эпох, народов и стран есть много метафор, подтверждающих правоту и законность такого развития. Например, Ева из ребра Адама, найти свою половину, муж и жена — одна сатана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: