Мастер:
- проверяет у учащихся наличие индивидуальных книжек, сверяет по ним номер подлежащей отработке темы занятия,
- объявляет тему и цель занятия,
- дает задание учащимся выполнить действия, изучаемые на занятии 2:
- произвести пуск двигателя,
- тронуть автомобиль с места,
- произвести ряд переключений передач в восходящем и нисходящем порядке,
- произвести ряд плавных и экстренных торможений автомобиля.
1-й этап занятия. Мастер объясняет:
- что упражнения будут отрабатываться при включенном двигателе тренажера и работающей теневой или кинопроекцией,
- что, кроме усвоенного на предыдущем занятии, следует учитывать ряд моментов: а) начиная движение, необходимо обороты двигателя увеличить до 3/4 хода педали дросселей; б) движение начинать, постепенно подавая автомобиль влево, а затем выровнять его на дороге; в) на грузовом автомобиле при переходе на пониженные передачи следует принимать способ перегазовки; г) что имеет значение выбор скорости, соответствующей включенной передаче, в том числе для безударного, бесшумного включения передачи; д) что длительная езда на пониженной передаче приводи!' к значительному расходу топлива, снижению повышенной передачи, может привести к детонации, усилению износа деталей; е) что слишком медленное включение сцепления вызывает затягивание разгона, повышает износ ведущих и ведомых дисков и т. д.; ж) что переключение передач может производиться без двойного переключения передач в восходящем порядке и минуя промежуточные передачи - при переходе на низшие передачи,
- что допущенные учащимся ошибки регистрируются расположенным на пульте мастера прибором, и учащиеся по нему в конце занятия будут узнавать о своих ошибках.
Мастер показывает:
- включение передач без их двойного включения,
- включение передач, минуя промежуточные,
- быстрый переход на низшие передачи.
Затем мастер дает команду учащимся приступить к выполнению задания, указывает, когда следует переходить на включение передач без их двойного включения, минуя промежуточные передачи, быстро переходить на низшие передачи.
Учащиеся выполняют задание по командам мастера.
2 -й этап занятия. Мастер объясняет:
- в каких случаях применяются различные приемы торможения,
- что такое тормозной и остановочный путь автомобиля, от каких
факторов зависит тормозной путь, какие возможны способы его сокращения,
- недопустимость блокировки колес при торможении,
- что при боковом заносе применяют экстренное торможение с поворотом рулевого колеса в сторону заноса или в другую сторону,
- что автомобиль можно останавливать, не пользуясь тормозами, а быстрым переходом с высшей передачи на низшие,
- что, применяя комбинированное торможение, нажимают на педаль тормоза без выключения сцепления и с подключением стояночного тормоза,
что такое торможение очень эффективно, особенно при необходимости экстренного торможения на спусках, во избежание заноса на скользкой дороге,
- что на занятии надо будет сначала достичь высшей передачи и лишь затем выполнять каждый из приемов торможения, контролируя динамику изменения скорости по спидометру,
- что будут подаваться команды, где и какой прием торможения нужно применять.
Мастер показывает:
- приемы служебного торможения (двигателем и комбинированный),
- прием прерывистого торможения (в служебном и экстренном
варианте),
- приемы остановки автомобиля, не пользуясь тормозами.
Замет мастер дает команду учащимся приступить к выполнению задания, указывает, когда следует переходить на каждый из приемов торможения.
Учащиеся выполняют задание по командам мастера.
Мастер дает контрольное по занятию задание:
- переходить на высшие передачи с применением и без применения
двойного включения передач,
- переходить на низшие передачи с применением и без применения
промежуточных передач,
- осуществлять быстрый переход на низшие передачи,
- произвести ряд экстренных торможений (на сухой и увлажненной дороге),
- произвести комбинированное торможение,
- произвести остановку автомобиля быстрым переходом с высшей
передачи на низшую.
Учащиеся выполняют задание. Мастер:
анализирует качество выполненного контрольного задания учащимися
- объявляет и выставляет оценки в индивидуальные книжки, дает
учащимся расписаться в соответствующих графах книжек,
- отвечает на вопросы учащихся.