Педагогические способности - индивидуально-психологические особенности личности учителя, которые являются условием достижения его в роли педагога высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Отличие педагогических способностей от педагогических умений:
П. способности - это особенности личности П. умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Каждая способность имеет свою структуру:
· Ведущие свойства:
o педагогический такт;
o наблюдательность;
o любовь к детям;
o потребность в передаче знаний.
Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
· Педагогический такт предполагает:
o уважение к школьнику и требовательность к нему;
o развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
o внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;
o доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
o педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.
Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.