Работа с текстом после чтения

Цель – достижение понимания текста на уровне смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного.

Это – стадия рефлексии. Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.

Задания на контроль понимания прочитанного (вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, речевую и неречевую):

- нарисуйте, начертите …

- перескажите, расскажите, спишите, докажите

- напишите, продолжите, закончите, дополните

- найдите эквиваленты, переведите

Особое значение имеют тестовые задания, позволяющие проверить одновременно всех учащихся в выборе правильного ответа на вопрос:

- завершение высказывания на основе предложенных тезисов;

- расположение по порядку;

- группировка фактов;

- перекрёстный выбор или установление соответствий;

- вычёркивание специально вставленных фрагментов;

- заполнение пробелов в тексте специально пропущенными словами и др.

ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ.

Нужно помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала, определения дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.

Задания типа:

- по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;

- по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводка, программа телепередач);

- по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст;

- выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;

- обобщить полученную информацию, оценить её с точки зрения актуальности и перспективности её использования.

ОБУЧЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.

Главное – научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чём, о ком идёт речь, где, когда это происходит. Работа с текстом проходит в 3 этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответовна вопросы или решение других коммуникативных задач), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).

Алгоритм ознакомительного чтения:

  1. Наименование (статьи, книги)
  2. Автор
  3. Выходные сведения
  4. Проблема (тема)
  5. Фактографические данные
  6. Особенности излагаемого материала, критика
  7. Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.

Постепенно объём чтения увеличивается за счёт включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала.

К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, что они могут читать самостоятельно, используя текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.

Для ознакомительного чтения предлагается стратегия ÜFLAZ:

Üüberfliegen – беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (иллюстрации, подзаголовок, начало и конец текста) и по нему определить тему и общее содержание текста.

FFragen – вопросы. Задать себе «Что я знаю по этой теме? Что ожидаю от текста?

LLesen – чтение. Чтение с карандашом в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания».

AAufschreiben – записи, фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов.

Z – Zusammenfassen – обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: