Цель – достижение понимания текста на уровне смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного.
Это – стадия рефлексии. Размышляя, учащиеся констатируют смысл, осознавая, каким путём они к нему пришли, анализируют его. Размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют вычитанную информацию в виде схемы) и завершается дискуссией, коллективной беседой под руководством учителя.
Задания на контроль понимания прочитанного (вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, речевую и неречевую):
- нарисуйте, начертите …
- перескажите, расскажите, спишите, докажите
- напишите, продолжите, закончите, дополните
- найдите эквиваленты, переведите
Особое значение имеют тестовые задания, позволяющие проверить одновременно всех учащихся в выборе правильного ответа на вопрос:
- завершение высказывания на основе предложенных тезисов;
- расположение по порядку;
- группировка фактов;
- перекрёстный выбор или установление соответствий;
- вычёркивание специально вставленных фрагментов;
- заполнение пробелов в тексте специально пропущенными словами и др.
ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ.
Нужно помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала, определения дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.
Задания типа:
- по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;
- по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводка, программа телепередач);
- по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст;
- выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;
- обобщить полученную информацию, оценить её с точки зрения актуальности и перспективности её использования.
ОБУЧЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.
Главное – научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чём, о ком идёт речь, где, когда это происходит. Работа с текстом проходит в 3 этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответовна вопросы или решение других коммуникативных задач), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).
Алгоритм ознакомительного чтения:
- Наименование (статьи, книги)
- Автор
- Выходные сведения
- Проблема (тема)
- Фактографические данные
- Особенности излагаемого материала, критика
- Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.
Постепенно объём чтения увеличивается за счёт включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала.
К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, что они могут читать самостоятельно, используя текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.
Для ознакомительного чтения предлагается стратегия ÜFLAZ:
Ü – überfliegen – беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (иллюстрации, подзаголовок, начало и конец текста) и по нему определить тему и общее содержание текста.
F – Fragen – вопросы. Задать себе «Что я знаю по этой теме? Что ожидаю от текста?
L – Lesen – чтение. Чтение с карандашом в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания».
A – Aufschreiben – записи, фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов.
Z – Zusammenfassen – обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания.