Методика обучения аудированию как виду речевой деятельности и типология упражнений по формированию навыков аудирования

В отечественной методике выделяют четыре основных механизма аудирования: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования (Соловова Е.Н.).

В качестве основных умений аудирования Н.В.Елухина выделяет следующие шесть умений:

  • отделять главное от второстепенного;
  • определять тему сообщения;
  • членить текст на смысловые куски;
  • устанавливать логические связи;
  • выделять главную мысль;
  • воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной длительности, до конца без пропусков.

Трудности понимания иноязычной речи на слух и пути их преодоления

Существует целый ряд объективных трудностей, препятствующих пониманию речи с первого раза:

  • трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, помехи, плохая акустика).
  • Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи (особенности дикции, тембра, паузации, нарушения артикуляции (картавость, шепелявость, заикание, возрастные особенности, различные акценты и диалекты).
  • Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала (использование большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур).

Пути преодоления трудностей первой группы:

  • использовать при предъявлении текста мимику, жесты, движения губ, контакт глаз, а также сохранение среднего темпа естественной иноязычной речи, но при условии, что для облегчения понимания на начальном этапе будут паузы между фразами, грамотное использование аудиокассет на уроке.

Пути преодоления трудностей второй группы:

  • очень важно, чтобы обучаемые имели возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке, аудировать людей разного возраста.

Пути преодоления трудностей третьей группы:

  • знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее частотных фразеологизмов и клише может значительно облегчить понимание речи на слух;
  • количество незнакомых слов может составлять 3% от всех слов текста;
  • незнакомые слова не должны быть ключевыми словами;
  • формирование умения догадываться о значении новых слов, а также умения понимать смысл фразы и текста в целом, несмотря на наличие в нем незнакомых элементов.

Все рассмотренные трудности аудирования могут быть преодолены с помощью правильного подбора текстов и методически целесообразной организации деятельности учащихся на их основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: