Цель этапа – создание мотива чтения и развитие умения прогнозировать, то есть предполагать, предвосхищать содержание текста, используя заголовок, подзаголовки, иллюстрации к тексту и т. п. Это стадия вызова, т.к. этот этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний, умений на присущем им уровне.
Задания этапа:
- учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему (если есть) и высказывают свои предположения о теме и содержании текста;
- учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящается текст, и спросить себя: «Что я знаю по этой теме? Что я видел, слышал, читал об этом?»;
- учащиеся записывают ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составляют ассоциограмму (схему), заполняя её ассоциациями, возникающими у них ещё до прочтения текста;
- учитель предлагается учащимся разбиться на пары, обсудить составленные ассоциации, уточнить свои предположения о теме и содержании текста и о том, как будет развиваться сюжет текста.
После этого учитель ставит задачу прочитать текст, проверить свои предположения и «провести» диалог с автором текста.