1) регулирование течения процесса общения, создание психологического контакта между партнерами;
2) обогащение значений, передаваемых словами, направление истолкования словесного текста;
3) выражение эмоций и отражение истолкования ситуации;
4) дополнение речи, замещение речи.
IV. КИНЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
- это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.
Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица | Эмоциональные состояния | ||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно закрыт | |
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | |||
Форма глаз | Глаза раскрыты или сужены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | |
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | |
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | |||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | |||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | |||
Подвижность лица | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.
|
|
В профессиональной психотехнике мимика используется для:
- усиления речевого высказывания;
- воздействия на собеседника;
- установления психологического контакта;
- формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
- маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;
- улучшения самочувствия.
Мимика динамична и, как правило, отражает:
- отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;
- психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;
- отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;
- отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;
- некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.
По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.
|
|
Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.
Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.
Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица:
- выражение глаз;
- направление взгляда;
- особый рисунок носогубных складок;
- особый рисунок складок лба;
- общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
- разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).