Выработка современного управленческого мышления связана с переосмыслением сложившихся теоретических концепций и практического опыта в управлении профтехобразованием, с овладением идеями и подходами демократического воздействия на объекты управления. Управленческое мышление руководителей УНПО предполагает осмысление объективных закономерностей развития профессионального образования, особенностей и способов управленческого труда в сложившихся в настоящее время условиях.
Принципы и методы демократического управления определяют логику современного управленческого мышления руководителей, имеющего непосредственную направленность на реализацию целей учреждения начального профессионального образования, а также интересов и потребностей учащихся и сотрудников.
Современное управленческое мышление не может игнорировать мировой опыт, использование достижений западного менеджмента, составляющих его многочисленных школ и доктрин. Обогащение эрудиции руководителей лицеев и училищ может быть осуществлено благодаря идеям школы индустриального управления, завоевавшим популярность в теории и практике менеджмента, развитие которого шло под влиянием взглядов и идей этой школы.
|
|
Управленческое мышление руководителей УНПО может быть узким или широким. Широта его означает способность руководителя
держать в поле зрения все многообразие условий, обстоятельств и фактов, связанных с решением задач образовательного учреждения.
На развитие управленческого мышления руководящих работников существенно влияет обстановка, сложившаяся в системе управления. В условиях бюрократического управления обычно устанавливается жесткая регламентация поведения каждого, вводятся многочисленные нормативы и формализованные процедуры, обязательная иерархия и субординация. Такие условия сковывают инициативу и предприимчивость.
По результатам исследований, анализа и обобщения передового опыта можно выделить качества руководителя УНПО, характеризующие его управленческое мышление:
—сочетание педагогической и экономической направленности в управленческой деятельности;
—владение способами эффективного влияния на сотрудников и обучающихся, способами работы с подчиненными;
—положительное отношение к новшествам, преобразованиям и обновлениям, диктуемым социально-экономическими условиями;
—забота о том, чтобы образовательное учреждение успешно решало педагогические цели и задачи, используя новейшие достижения педагогики, психологии и техники;
—умение давать четкие и мотивированные задания;
|
|
—поощрение сотрудников и обучающихся, мотивированная критика;
—следование единой линии поведения в кризисных ситуациях;
—соблюдение правил и традиций, принятых в коллективе;
—готовность пойти на риск ради образовательного учреждения, отдельных его сотрудников и учащихся;
—своевременное решение вопросов;
—личная дисциплинированность;
—гуманное отношение к обучающимся, сотрудникам, а также ко всем окружающим, стремление оказать помощь и поддержку всем, кто в ней нуждается.
Важным фактором эффективности управленческой деятельности является внутренняя и внешняя информация. Основными критериями качества внутриучилищной информации могут служить оперативность и своевременность сообщений, их полнота и объективность, систематичность и охват всех сторон деятельности училища (лицея).
Внешняя информация с позиций управления может быть оценена в зависимости от актуальности, возможности использования руководством училища (лицея), доступности, ясности, регулярности поступления и рациональности объема.
Совершенствование организации информационного обслуживания управления училищем (лицеем) возможно при осуществлении целого ряда конкретных мер, главными из которых являются:
— организация системы оперативного информирования, при кото
рой директор ежедневно и еженедельно получает исчерпывающую
информацию о состоянии работы коллектива по важнейшим вопросам; систематическое информирование сотрудников и учащихся о состоянии дел в УНПО и возникающих проблемах и новых задачах;
—упорядочение и координирование работы центров приема и передачи информации (канцелярии, библиотеки, бюро НТИ, педагогического кабинета, дежурного по учебному заведению, диспетчерского пункта);
—осуществление первичного анализа входящих сообщений, их фильтрация;
—применение передовой техники и технологии, прежде всего с использованием ЭВМ, при приеме, регистрации, контроле, хранении и передаче информационных материалов;
—рациональная организация работы директора с управленческой информацией;
—централизация процессов и каналов подготовки и отправления исходящей документации в адрес училища (лицея) в органах образования с целью сокращения количества документов, циркулирующих между учебными заведениями и органами управления.
Управление УНПО может рассматриваться как операционный процесс, разделенный на части, соответствующие функциям управления: планированию, организации, координированию, регулированию, учету, контролю и анализу работы.
На этой основе можно произвести моделирование управления.
Алгоритм моделирования цикла управления УНПО включает:
1. Анализ условий и задач деятельности УНПО, структуры управления им.
2. Анализ функциональных обязанностей и содержания деятельности руководящих работников УНПО.
3. Отбор видов управленческого труда, типичных для цикла управления, составление перечня работ.
4. Установление рациональной последовательности и взаимосвязи выполнения видов работ.
5. Кодирование каждого события, означающего результат выполнения работы, номерами натурального ряда чисел.
6. Экспертная оценка времени выполнения каждого вида работ.
7. Обобщение данных, полученных при экспертных оценках.
8. Построение сетевой модели управления УНПО.
9. Выявление основных работ, влияющих на конечные результаты и требующих повышенного внимания и контроля руководителей.
10. Подготовка входных данных для ЭВМ.
11. Обработка данных на ЭВМ, получение машинограммы с выходными данными.
12. Нахождение критического пути в рамках времени, отведенного на управленческий цикл на основе машинограммы, полученной с ЭВМ. Прогнозирование хода выполнения работ на критическом пути.
|
|
§ |
_ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ, X ОБОБЩЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
Целью изучения передового опыта является оптимизация учебного процесса на основе совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения с использованием наиболее рациональных его способов.
В педагогической практике различают:
— обычный опыт, под которым понимается правильное применение известных методических рекомендаций, творчески переработанных педагогом;
— передовой опыт, под которым понимается творческая разработка новой идеи, выдвинутой педагогической наукой, ее практическое воплощение в различных вариантах;
— новаторский опыт — принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний.
Изучение передового опыта осуществляется в различных формах.
8.1. Обобщение собственного Преподаватель (мастер производ-
педагогического опыта ственного обучения) обобщает
свой опыт только тогда, когда он действительно накоплен и представляет общественную ценность.
Практикой выработана схема анализа и обобщения собственного опыта работы. Она складывается из выбора темы; изучения литературных источников; сбора фактического материала; описания фактов, включающего классификацию педагогических явлений и объединение их в группы; выявление причин педагогического явления; определение следствий, к которым ведет изучаемое педагогическое явление; выявление зависимостей между причинами и следствием; определение путей дальнейшего развития данного педагогического явления; выводы и литературное оформление результатов проделанной работы.
Работу преподавателя по обобщению опыта можно разделить на четыре стадии:
1) составление годового отчета о результатах учебной работы по своему предмету. В нем излагаются результаты труда, отмечаются причины неудач и указываются достижения;
2) описание оптимальных методических приемов педагогической деятельности;
3) составление доклада по определенной теме для сообщения на заседании методической комиссии или педагогического совета;
|
|
4) создание методической разработки по одной из тем учебной программы, написание статьи в методический сборник или журнал для популяризации и пропаганды своего опыта.
* Далее — преподаватель.
Наибольшую ценность представляет всестороннее, монографическое описание собственной педагогической деятельности. Преподаватель сообщает о том, как в процессе занятий он обогащает знания и опыт учащихся, как приводит их к обобщениям, осознанию существенных признаков тех или иных явлений; как демонстрирует приемы выполнения операций (практических и мыслительных); как и какие упражнения учащиеся выполняют и какие навыки и умения приобретают.
При описании своего опыта преподаватель должен отразить педагогический процесс в развитии. Описание базируется на фактическом материале и подтверждается схемами, чертежами, рисунками, протоколами уроков и др.
8.2. Изучение передового опыта Педагогическая наука различает
работы преподавателя общую педагогическую и частно-
методическую систему в работе преподавателя.
Под общей педагогической системой следует понимать совокупность применяемых методических приемов и методов обучения, охватывающих все стороны педагогического процесса и определяющих стиль его работы. Частно-методической является такая система, при которой методические приемы и методы обучения касаются только какой-либо одной стороны педагогического процесса. Обычно для изучения выделяются следующие частно-методические системы: планирование учебно-воспитательной работы; подготовка преподавателя к занятиям; методические приемы, средства и методы обучения, улучшающие учебно-воспитательный и производственный процессы; воспитательная работа в процессе преподавания предмета; работа с отстающими или слабо успевающими учащимися; внеклассная работа и др. Эти системы представляют собой единое целое со своими особенностями.
Перед изучением передового опыта преподавателя необходимо:
— ознакомиться с состоянием учебно-воспитательного процесса в учебном заведении (уровнем знаний, навыков и умений учащихся, взаимоотношением педагогического коллектива и учащихся);
— определить состояние передового опыта с момента его возникновения и пути совершенствования;
— определить способы построения и реализации системы педагогических средств с точки зрения их необходимости и достоверности;
— изучить методику, технику и технологию применения педагогических средств (содержания, форм, методов и др.), обеспечивающих единство целей деятельности преподавателя и учащихся, а также способы самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Следует опираться на находки преподавателей, осмысливать и обобщать их, конструируя из частно-методических общую педагогическую систему. Эта работы может быть успешной, если к ней привлечь всех преподавателей учебного заведения. Это основная задача директора и его заместителей.
Изучая педагогическую систему преподавателя, необходимо раскрывать методику составляющих ее звеньев. Для этого нужно иметь четкую цель и схему изучения конкретного передового опыта, например такую:
—изучение основных структурных компонентов в учебной и вне-учебной деятельности преподавателя;
—сопоставление стратегии деятельности преподавателей с различным уровнем педагогического мастерства;
—сопоставление деятельности преподавателей с различным уровнем педагогического мастерства (со стажем 15 лет и более).
Такое сопоставление позволяет проследить динамику социальной и профессиональной адаптации преподавателей с различным уровнем способностей, выявить, какие качества развиваются по мере накопления стажа.
Необходимо анализировать общую педагогическую систему работы преподавателя, рассматривать его уроки как звенья единого педагогического процесса; оценивать качественные отличия одного урока от другого; показывать, как гармоническое сочетание методов и приемов работы влияет на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса; объяснять, почему он использует те или иные методы; изучать этапы развития системы. Для анализа уроков теоретического и производственного обучения рекомендуются примерные схемы, изложенные в § 9 этой главы.
При оценке опыта преподавателя отмечается степень активности, сознательности, самостоятельности при закреплении знаний, навыков и умений учащихся; характер выполненных на уроке творческих работ (вычислительных, графических, конструкторских и других); дифферен-цированность практических заданий (для сильных, средних и слабых учащихся).
Необходим также анализ проверки и оценки усвоения в начале, середине и конце урока; методики опроса; характера вопросов и частных заданий, а также степени осмысленности ответов. Анализируя домашние задания, следует учитывать их объем, содержание, по-сильность, время, отводимое на выполнение и др.
8.3. Школы передового Основной задачей школ передово-
педагогического опыта го опыта для преподавателей и ма-
стеров производственного обучения является повышение производительности педагогического труда, а также качества обучения и воспитания учащихся.
Характерная особенность школ передового опыта — однородность по составу (предметам) и постоянный контингент слушателей. Школы создаются на базе передовых педагогических коллективов. Они рассчитаны на 18—20 занятий в течение учебного года.
Содержание работы школы передового опыта определяется спецификой учебного предмета, степенью подготовленности слушателей и актуальностью рассматриваемых педагогических проблем.
Занятия проводятся в 3 этапа: теоретические, практические и обмен мнениями по изученному опыту. Сюда же входит разработка методических рекомендаций. Формы и методы занятий различные. Они определяются содержанием и целями, составом слушателей и возможностями руководителя. Обязательным условием является самостоятельная работа слушателей школы.
В школе передового опыта слушатели знакомятся с системами работы преподавателей, обогатившими практику педагогическими находками. Совместно разрабатываются тематические и поурочные планы, методики изучения различных вопросов; вырабатывается система изучения качества знаний учащихся; проводятся открытые уроки; разрабатываются творческие задания; обсуждаются новые формы и методы обучения и воспитания учащихся и др.
Проводятся и так называемые опережающие занятия, когда урок по определенной теме изучается на несколько дней раньше, чем в классах преподавателей-слушателей. Это дает возможность конкретно и оперативно использовать полученные знания и закреплять их на практике.
Руководит школой высококвалифицированный преподаватель, система работы которого изучается творческой бригадой или методической комиссией. Слушатели изучают его опыт, а затем (с учетом условий работы учебного заведения и личных возможностей) творчески внедряют в практику своей работы.
Опыт преподавателя изучается по программе, которая состоит из двух частей. В первой части содержится теория данного вопроса.
Во второй части отражаются те практические навыки, которыми должны овладеть слушатели.
Наряду с теоретическими занятиями проводятся консультации. Сочетание теории и практики позволяет быстро обучить слушателей новым приемам и умениям, пробудить интерес к творческой работе.
К работе в школах для мастеров производственного обучения привлекаются представители базового предприятия: отдела труда и зарплаты, отдела главного механика, бюро технической информации и др.
Практикой отработаны следующие направления деятельности таких школ:
— совершенствование технологических процессов, внедрение более совершенной технологической оснастки, инструментов и др.;
— совершенствование трудовых процессов;
— рациональная организация рабочего места;
— рациональное использование рабочего времени;
— совершенствование форм организации производственного обучения;
— повышение эффективности методов производственного обучения.
Программа обучения в школе передового педагогического опыта, как правило, предусматривает:
— проведение опытных уроков руководителем школы и слушате
лями;
423 ■
— обсуждение способов внедрения изучаемых методов труда в учебный процесс;
— ознакомление со способами повышения эффективности педагогического труда руководителя школы;
— ознакомление с методами повышения качества работы учащихся;
— индивидуальные занятия по освоению передового опыта на рабочих местах слушателей школы;
— подробное ознакомление с организацией труда и планированием педагогического процесса руководителя школы.
На заключительном занятии, проводимом в форме научно-практической конференции или семинара с широким привлечением преподавателей, не являющихся слушателями школы, подводятся итоги работы. Слушатели рассказывают о том, как они внедряли изученный опыт в свою педагогическую практику и какой получили результат.
Собранный таким образом передовой опыт становится обобщенным. Совместное решение наиболее сложных вопросов позволяет оперативно вносить нужные изменения в учебно-воспитательный процесс, совершенствовать его.
8.4. Школы коллективного Цель школы коллективного пе-
передового педагогического редового опыта заключается в
опыта коллективной творческой разра-
ботке наиболее актуальных проблем обучения и воспитания учащихся.
Актуальными проблемами творческой коллективной работы может быть комплексное применение технических средств обучения, воспитание учащихся в процессе обучения, техническое творчество учащихся и т.п. Для изучения выбирается мало разработанная в педагогической науке проблема или тема, представляющая общий интерес для всех участков и отвечающая практическим запросам.
Важной особенностью коллективного подхода является проблемный принцип объединения участников изучения, обобщения и распространения передового опыта не только общей темой, но и системной проблематикой, имеющей как частнотеоретический (прикладной), так и общетеоретический характер. В этом случае каждый участник изучения передового опыта, внося свой вклад в решение изучаемой проблемы, видит задачи, которые решает весь коллектив.
Изучение и внедрение передового опыта через такие школы включает три этапа.
Первый этап — подготовительный, когда составляется организационный план работы, осуществляется поиск идей о передовом опыте, подходов к предстоящей работе. Составленный план тщательно рассматривается на специальном совещании и утверждается.
При этом выявляются:
— учебные заведения, в которых достигнуты наилучшие показатели в деле обучения и воспитания учащихся;
— передовики-новаторы педагогического труда;
— устойчивые положительные результаты в работе учебных заведений и новаторов педагогического труда;
— новые формы и методы обучения, способствующие совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
— учебные заведения, в которых организация учебно-воспитательного процесса отстает от требований жизни.
На этом этапе комплектуются группы, которые будут принимать участие в изучении передового опыта; разрабатываются методики изучения передового опыта по каждой теме и инструкции, регламентирующие проведение всей работы.
Одно из важнейших требований к изучению передового опыта — планирование этой работы на длительное время и составление программы ее осуществления.
Ниже приводятся вопросы, которые включаются в организационный план изучения передового педагогического опыта.
1. Выбор темы.
2. Ознакомление с проблемой по литературным источникам.
3. Сбор и накопление фактического материала (данных, характеризующих тенденции развития этого вопроса, примеров из практики собственной работы и работы коллег); создание картотеки по передовому опыту; количественный и качественный анализ накопленных фактов; оценка собранного материала.
4. Составление первоначального плана изучения передового педагогического опыта: обоснование темы; определение целей и задач (перечень изучаемых вопросов) и методов обучения, а также учебных заведений, преподавателей и мастеров производственного обучения, чей опыт будет изучаться; выбор изучаемого педагогического явления, определение его значения и области распространения; изучение материально-технической базы и педагогических условий для проведения экспериментальной и опытной работы; разработка методики изучения передового педагогического опыта.
5. Проектирование рационального учебно-воспитательного процесса, передовых методов и приемов педагогического труда; моделирование учебного процесса, способствующего повышению качества знаний учащихся; определение фиксажных точек и выявление причинно-следственных связей между основными частями учебного процесса. Проверка эффективности разработанной методики преподавания.
6. Обобщение результатов изучения передового опыта: группировка фактов; обобщение и описание изученного материала; эксперимент (опытная проверка выдвинутой гипотезы и самого передового опыта); выводы и обоснование результатов изучения передового опыта, отражающие новое в методике работы преподавателя.
7. Предложения о дальнейшем совершенствовании учебно-воспитательного процесса и представление для обсуждения на заседании педагогического совета доклада о результатах изученного передового
Второй этап — проектирование нового передового опыта (передовых приемов и методов труда).
Перед началом экспериментальной работы все участники семинара проводят контрольные работы в учебных группах, определяя уровень знаний и навыков учащихся. После этого преподаватели проводят эксперимент и делятся опытом, обсуждают данные наблюдений, определяя, что пригодно для педагогической практики и что следует отвергнуть.
Каждый участник семинара периодически докладывает коллегам о предварительных результатах работы, корректирует ее в соответствии с полученными замечаниями. После завершения работы собранный материал обрабатывается по заранее подготовленной методике.
Третий этап — обобщение, распространение и внедрение передового опыта. Если возникнут новые вопросы, требующие углубленной проработки, участники школы могут коллективно разработать их в дальнейшей творческой деятельности.
ВНУТРИУЧИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
§
9.1. Система внутриучилищного Основными задачами внутриучи-
контроля лищного контроля за образова-
тельным процессом являются:
проверка качества теоретического и производственного обучения учащихся, выявление уровня их знаний, навыков и умений;
воздействие на образовательный процесс с целью повышения его эффективности; оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;
выявление лучшего опыта работы с целью обобщения и распространения его в педагогическом коллективе.
Успешное дистижение цели и задач внутриучилищного контроля возможно лишь при условии реализации основных принципов контроля: всесторонности, объективности, систематичности, гласности. Эти принципы, входящие в систему контроля, в значительной мере определяют следующий элемент системы — функции контроля: информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, организующую.
В практике управленческой деятельности руководителей училищ применяются следующие методы внутриучилищного контроля:
изучение и анализ планирующей и учетно-отчетной документации;
посещение и педагогический анализ уроков теоретического и производственного обучения, производственной практики, внеклассных учебных и воспитательных мероприятий;
непосредственная проверка знаний и умений учащихся: опрос, контрольные и проверочные работы, анкетирование, тестирование;
индивидуальные собеседования с преподавателями, мастерами производственного обучения, с учащимися;
заслушивание и обсуждение отчетов преподавателей и мастеров производственного обучения об учебной и воспитательной работе;
изучение статистических данных, характеризующих состояние и результаты учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.
Различие целей и задач контроля, разнообразие проверяемых объектов обусловили необходимость выделения в системе внутриучи-лищного контроля еще одного компонента — его видов.
В зависимости от характера объекта предлагаются следующие виды контроля: персональный (проверяется работа одного преподавателя или мастера производственного обучения); предметно-обобщающий (проверяется работа педагогов, ведущих один предмет или специальность); классно-обобщающий (проверяется работа преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих в одной группе).
Охарактеризованные выше цель, принципы, функции, методы и виды контроля связаны между собой, обусловливают друг друга и выступают как целостная совокупность элементов, т. е. система.
9.2. Контроль и педагогический Для того чтобы эффективно уп-
анализ уроков теоретического равлять образовательным процес-
обучения сом, необходимо иметь исчерпы-
вающую информацию о ходе и результатах этого процесса.
Среди таких источников информации важнейшим является контроль и педагогический анализ уроков, так как именно здесь руководители учебного заведения получают наиболее точные и достоверные данные о ходе образовательного процесса, на основе которых принимаются необходимые управленческие решения.
Контроль уроков теоретического обучения независимо от его цели и видов состоит из нескольких этапов, осуществляемых в определенной последовательности:
подготовка проверяющего к посещению урока;
посещение и анализ хода и результатов урока;
педагогический анализ проведенного урока совместно с преподавателем;
заключительное оформление результатов контроля;
проверка выполнения предложений по итогам контроля.
Программа (схема) анализа урока во многом зависит от цели его посещения, опыта проверяющего, организационных условий и ряда других факторов. Рассмотрим кратко содержание педагогического анализа хода урока теоретического обучения.
Анализ урока, как правило, начинается с определения его места в системе уроков по теме, разделу и формулировки темы урока — насколько она соответствует его содержанию.
Анализ целей урока. Здесь отмечаются два момента: насколько полно и четко сформулированы цели урока — образовательная,.вос-питательная, развивающая в поурочном плане преподавателя и как они реализованы непосредственно на уроке.
Оценивая рациональность структуры урока, руководитель должен учитывать место и роль данного урока в системе уроков по изучаемой теме программы, его дидактическую, воспитательную и развивающую цель, особенности содержания и характер учебного материала, состав учащихся, оснащенность учебного кабинета. Необходимо также оценить соответствие реальной структуры урока запланированной, целесообразность отступлений преподавателя от плана, если такие имели место.
Наряду с оценкой рациональности избранной последовательности элементов урока важно оценить оптимальность количества времени, выделенного на каждый из них.
Анализируя урок по содержанию учебного материала, необходимо определить соответствие его требованиям учебной программы. При этом важно, во-первых, установить полноту, целостность охвата содержанием урока соответствующих положений программы, во-вторых, — не упустить из виду нежелательное превышение программных требований, что порою имеет место и ведет к перегрузке учащихся.
Центральным звеном анализа урока является оценка выбора и эффективности применения методов и приемов учебной работы преподавателя и учащихся, их сочетания.
С этой целью выясняются следующие вопросы: какие методы и методические приемы были использованы на уроке; в какой степени эти методы соответствовали учебно-воспитательным задачам данного урока, содержанию учебного материала, степени его сложности, уровню подготовленности учащихся; какие сочетания методов использовались и насколько они рациональны; в какой степени осуществлялись обучающие, воспитывающие и развивающие функции методов, применяемых преподавателем на уроке; как используемые методы способствовали развитию мышления, памяти, речи учащихся, углублению интереса к изучаемому предмету; в какой степени методы преподавания стимулировали познавательную активность учащихся; как они формировали навыки и умения самостоятельной учебной работы (умения самостоятельно приобретать знания).
Важными компонентами педагогического анализа урока являются оценка его воспитательного влияния на учащихся, анализ содержания, методики и организации контроля и оценки знаний и умений учащихся, содержания и процедуры выдачи учащимся домашних заданий.
Необходимым элементом педагогического анализа урока является заключение о его эффективности. Из других способов проверки результатов урока можно выделить краткий опрос учащихся проверяющим, выполнение учащимися миниконтрольных работ по заданию руководителя, ознакомление с тетрадями учащихся и др.
Заключительным этапом контроля урока является итоговая беседа руководителя с преподавателем с целью разбора и анализа проведенного урока. Такая беседа обычно проводится в тот же день, когда проводился урок, по «свежим следам».
Вначале преподаватель делает своеобразный самоанализ проведенного урока, делает вывод, достигли он, по его мнению, поставленной цели, что удалось ему сделать, какие он видит недостатки в содержании, организации и методике проведенного урока, какие трудности пришлось преодолеть.
После такого самоанализа руководитель на основе сделанных по ходу урока записей и заметок делает подробный анализ проведенного урока.
Давая оценку уроку, руководитель сначала отмечает положительные стороны в работе преподавателя, его достижения, успехи, интересные педагогические находки, которые нужно закрепить и развить в дальнейшем. Затем он разбирает недостатки и трудности, намечает вместе с преподавателем пути их преодоления, определяет, если нужно, сроки реализации предложений и рекомендаций.
Анализируя урок, необходимо также оценить стиль работы преподавателя, его педагогический такт, технику речи, глубину знания предмета; организованность проведения занятий; интерес, активность, дисциплинированность учащихся. Анализ урока должен включать также оценку внешних условий и обстановки проведения занятий, т. е. обеспеченность наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дидактическими материалами; наличие необходимого оборудования, инструментов, приборов; состояние рабочих мест преподавателя и учащихся; санитарно-гигиенические условия проведения занятий.
Итоговый анализ урока — это творческий поиск, беседа двух коллег, одинаково заинтересованных в главном — в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, в росте педагогического мастерства преподавателя. Поэтому итоговые беседы должны проходить в исключительно доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия и взаимопонимания.
Примерная форма карты анализа типичных недостатков и их причин при проведении уроков теоретического обучения приведена в таблице 6.
Заключительное оформление результатов контроля урока руководитель делает на основе проведенного анализа урока и беседы с преподавателем в журнале посещений и анализов уроков преподавателя. Основу записи составляет краткий письменный анализ положительных и негативных сторон посещенного урока и конкретные рекомендации и советы руководителя преподавателю о путях повышения качества уроков и устранения отмеченных недостатков.
Проверка выполнения предложений по итогам контроля — завершающий этап контроля уроков, усиливающий его действенность и результативность. Проверяющий беседует с преподавателем, просматривает его планы (перспективно-тематический, планы урока и
Таблица 6
Г | Типичные недостатки при проведении урока | Причины недостатков | ||||
Не знает как | Знает, но не умеет | Не имеет возможности | Не подготовился | ины у | ||
Организация урока: нерациональная структура; неправильно определено время на элементы урока (подчеркнуть) | ||||||
Методы и методические приемы активизации учащихся: не применяются; применяются недостаточно (подчеркнуть) | ||||||
Контроль знаний учащихся: не проводится; не применяются фронтальные формы; проводится формально (подчеркнуть) | ||||||
Самостоятельная работа учащихся по ходу изучения материала: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть) | ||||||
Самостоятельная работа по закреплению знаний: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть) | ||||||
Наглядные пособия: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть) | ||||||
Технические средства обучения: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть) | ||||||
Не осуществляются межпредметные связи | ||||||
Не отражаются современные достижения науки и техники | ||||||
Использование воспитательных возможностей материала урока: не используются; используются недостаточно (подчеркнуть) | ||||||
Закрепление материала урока: не проводится; носит формальный характер (подчеркнуть) | ||||||
Домашние задания: не выдаются; выдаются формально без инструктажа; не содержат элементов творческой работы учащихся (подчеркнуть) | ||||||
Педагогическая техника преподавателя: слабо владеет техникой речи; нарушения педагогического такта; нет установившегося стиля в работе (подчеркнуть) | ||||||
самостоятельной методической работы), журнал учета теоретического обучения, записи, сделанные в журнале анализа работы преподавателя другими руководителями, повторно посещает уроки, в ходе анализа которых выявляет выполнение преподавателем предложенных рекомендаций.
9.3. Контроль и педагогический Общие подходы к организации,
анализ уроков содержанию и методике пелагоги-
производственного обучения ческого анализа уроков производственного обучения аналогичны контролю уроков теоретического обучения. Вместе с тем контроль уроков производственного обучения имеет определенную специфику в организационном плане, имея в виду, что длительность урока производственного обучения, как правило, равна полному рабочему дню — 6—7 часов, и практически невозможно, да и не нецелесообразно руководителю быть на уроке от начала до конца.
В практике внутриучилищного и инспекторского контроля наиболее типичным является такой вариант общего -анализа урока производственного обучения в учебных мастерских: проверяющий (анализирующий) полностью присутствует при проведении вводного инструктажа, 1—1,5 часа в процессе упражнений (самостоятельной работы) учащихся, т. е. когда учащиеся «входят в работу», затем 30—40 мин через 3—3,5 часа после начала урока (в период нормального темпа и ритма работы учащихся) и при проведении заключительного инструктажа. Это дает возможность внимательно разобраться в деятельности мастера и учащихся, сделать необходимые выводы.
Анализ уроков производственного обучения целесообразно проводить по следующей примерной общей схеме: условия и обстановка проведения занятий; содержание, организация и методика проведения вводного инструктажа; содержание упражнений (самостоятельной работы) учащихся, методика и организация текущего инструктирования учащихся мастером; проведение заключительного инструктажа; организованность занятий и поведение учащихся; Эта схема применяется при анализе уроков производственного обучения в учебных мастерских учебного заведения, а также при проведении занятий в период обучения в условиях производства и производственной практики.
Более подробно эта общая схема анализа урока производственного обучения может быть представлена следующим образом.
Условия и обстановка проведения занятий: организация, содержание и обслуживание рабочих мест учащихся, их санитарно-гигиеническое состояние; обеспечение учащихся работой, инструментами и приспособлениями в соответствии с требованиями программы; наличие нарядов у учащихся, обеспеченность их учебной и производственной документацией.
Содержание, организация и методика проведения вводного инструктажа: определение цели занятий; обоснованность отбора материала
вводного инструктирования учащихся мастером или работниками предприятия; методика объяснения и показа трудовых приемов и процессов; методика использования наглядных пособий, технических и других средств обучения, учебно-технической документации; способы решения воспитательных задач; отражение современных достижений техники и технологии, передовых приемов труда; способы развития интереса и познавательной активности учащихся; организация и методика закрепления материала вводного инструктирования; логичность, доступность, техническая грамотность инструктирования; степень усвоения учащимися материала вводного инструктажа.
Содержание упражнений (самостоятельной работы) учащихся, методика и организация текущего инструктирования учащихся мастером: правильность подбора учебно-производственных работ; правильность установления целей и планомерность обходов мастером рабочих мест, своевременность помощи учащимся; рациональность методов текущего инструктирования; степень самостоятельности учащихся при выполнении учебно-производственных заданий, правильность используемых ими приемов и способов работы; выяснение характера затруднений, испытываемых учащимися в процессе работы; качество работ и выполнение учащимися норм выработки, соблюдение правил безопасности труда; порядок контроля приемки готовых изделий; оказание методической помощи учащимся мастером производственного обучения, квалифицированным рабочим.
Основное внимание при анализе урока производственного обучения необходимо обращать на способы и методические приемы текущей работы мастера с учащимися. Конкретное их содержание зависит от содержания учебно-производственных работ, вида и цели упражнений, подготовленности группы, опыта мастера}. Вместе с тем^можно выделить общие правила эффективного проведения текущего инструктирования, которыми и следует руководствоваться, оценивая обучающую деятельность мастера в процессе упражнений и самостоятельной работы учащихся. Правила эти следующие:
четко определять цель деятельности учащихся: для чего делать, что конкретно нужно достигнуть; добиваться осознания цели учащимися;
вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы;
постоянно развивать у учащихся стремление и способности анализировать свой труд, побуждать их к самоконтролю, самостоятельному определению ошибок и отклонений от заданных условий работы;
не давать учащимся готовых указаний, как исправить допущенную ошибку; добиваться, чтобы учащиеся сами поняли, осознали ее и нашли способ устранения и предупреждения;
не вмешиваться в работу учащихся, если в этом нет необходимости;
своевременно оказывать помощь учащимся, приучая их к преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибки; <
оказывать постоянную помощь учащимся путем повторного показа и объяснения трудовых приемов; практиковать прикрепление лучших учащихся к менее успевающим;
проявлять принципиальность и строгость в требованиях к выполнению учащимися правил организации труда, рабочего места, безопасности.
Учебный процесс — это деятельность мастера производственного обучения и учащихся. Поэтому об успешности урока, о выполнении его цели следует судить не только на основе анализа обучающей деятельности мастера, но, главным образом, анализа хода и результатов учебной деятельности учащихся.
Деятельность учащихся на уроке анализируется путем непосредственных наблюдений за их работой, проверки выполняемых и выполненных учебно-производственных работ, а также путем бесед с учащимися на рабочих местах или после урока.
Проведение заключительного инструктажа. При анализе этой части урока необходимо исходить из основной цели заключительного инструктирования — на основе анализа успехов и недостатков показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать ошибок и закрепить успехи.
Подведение итогов контроля уроков производственного обучения в целом проводится аналогично педагогическому анализу уроков теоретического обучения.
Примерная форма карты анализа типичных недостатков и их причин при проведении уроков производственного обучения приведена в таблице 7.
Таблица 7
Типичные недостатки при проведении урока | ... -.... _--------,—,--------- Причины недостатков | |||||
Не знает как | Знает, но не умеет | Не имеет возможности | Не подготовился | Другие причины | ||
Объекты учебно-производственных работ не соответствуют учебной программе | ||||||
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ | ||||||
Нерациональная структура | ||||||
Не осуществляется увязка материала инструктажа с материалом специальных предметов и предыдущих уроков производственного | ||||||
Дублирование материала специальных предметов | ||||||
Показ приемов: не проводится; проводится методически неправильно; проводится неправильно по содержанию (подчеркнуть) | ||||||
6 | Объяснение технологического процесса выполнения учебно-производственных работ: не проводится; проводится методически неправильно; проводится неправильно по содержанию (подчеркнуть) |
Типичные недостатки при проведении урока | Причины недостатков | |||||
Не знает как | Знает. но не умеет | Не имеет возможности | Не подготовился | мы | ||
Учебно-технологическая и инструкционная документация: не применяется; применяется методически неправильно (подчеркнуть) | ||||||
Наглядные пособия: не применяются; применяются методически неправильно (подчеркнуть) | ||||||
Технические средства: Не применяются; применяются методически неправильно (подчеркнуть) | ||||||
Закрепление материала вводного инструктажа: не проводится; проводится только путем устного опроса (подчеркнуть") | ||||||
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ | ||||||
Нет четкой системы упражнений учащихся | ||||||
Нет четкой системы в организации текущего инструктирования учащихся мастером | ||||||
Не применяются методические приемы развития у учащихся самостоятельности и технического мышления | ||||||
Не обращается внимания на неправильное выполнение учащимися трудовых приемов | ||||||
Не обращается внимания на неиспользование щучащимися учебно-технической и инструкционной документации | ||||||
Не обращается внимания на нарушения учащимися организации рабочих мест | ||||||
Не обращается внимания на нарушения учащимися правил безопасности | ||||||
Не проводится межоперационный контроль выполнения учебно-производственных работ | ||||||
ТАК ЛШЧИТР ТГЬНЫ Й | ||||||
ИНСТРУКТАЖ | ||||||
Не проводится, проводится формально (подчеркнуть) | ||||||
Другие недостатки урока.... |
ГЛАВА XII
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ \