1. Выразительно прочитай отрывки из сказки:
Как называется сказка? Кто её автор?
Подбери к выделенному в первом отрывке слову близкие по значению слова из последующих отрывков. Запиши их. Вспомни и допиши слова, близкие им по значению.
2. Чётко прочитай предложения:
Выпиши из предложений слова, сходные по значению (синонимы) со словом: тьма; тишина. Докажи правильность выполнения задания.
3. Чётко прочитай словосочетания:
сильная метель | большое несчастье |
плохая погода | сильный дождь |
полная тишина | буряна море |
бесстрашныйлётчик | соседняя школа |
пасмурнаяпогода | смышленыйученик |
правильныйответ | занимательныйрассказ |
Замени выделенные слова, близкими по значению (синонимами). Запиши словосочетания с подобранным тобой словам.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
4. Чётко прочитай словосочетания:
Логопед поясняет смысл термина «фразеологические обороты». Замени фразеологический оборот одним словом-синонимом (устно). Составь и запиши предложения с фразеологическими оборотами.
|
|
5. Чётко прочитай слова парами:
развлекаться — забавляться | |
сторожить — охранять | |
подчиняться — покоряться | |
удивляться — изумляться | |
рассказывать — излагать | |
преподносить — вручать | |
слушать — внимать | |
заболеть — захворать | |
просить — клянчить |
Подумай, что можно сказать о словах в парах.
Сравни синонимы и объясни разницу в их употреблении (использовании).. Составь с каждым предложение.
6. Чётко прочитай слова:
Что можно сказать о данных парах слов? Сколько групп синонимов ты можешь выделить?
Прочитай слова-синонимы, выражающие движение; чувства.
Прочитай слова-синонимы, которые не только обозначают пред мет, действие или признак, но и выражают наше отношение к ним Составь с ними предложения и запиши их.
7. В течение 10 минут подбери синонимы, обозначающие:
— движение: иду,...,...
— речь: говорю,...,...
Расположи слова по степени скорости движения, громкости звучания голоса (по мере ее увеличения). Объясни оттенки значений слов.
Составь с любыми словами из каждой группы 2—3 предложения.
8. Прочитай «про себя»:
Подумай и предложи товарищу задание.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выбора синонима.)
9. Прочитай «про себя»:
Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего решении.
10. Прочитай «про себя»:
Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
|
|
11. Составь упражнение так, чтобы среди 3—4 синонимов было одно слово, которое не подходит по смыслу, т.е. не является синонимом.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности составления упражнения.)
12. В течение 3—4 минут определи цифрами в первых трёх строчках слова-синонимы по степени уменьшения качества признаков; в двух последних строчках – по степени увеличения действия:
хороший, великолепный, прекрасный, отличный, превосходный;
румяный, красный, пунцовый;
неустрашимый, храбрый, бесстрашный, отважный, смелый;
печалиться, тосковать, грустить, скорбеть;
бояться, ужасаться, паниковать, трепетать.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
13.
а) Составь словосочетания и предложения со словами прочный, крепкий и нижеприведёнными словами:
материал, чай, удар, дружба, связь, знания, ткань, металл, мир.
Объясни свой выбор.
б) Посмотри внимательно на таблички:,.
человек лицо взгляд | смелый храбрый мужественный |
человек | грустный |
вид | печальный |
глаза | унылый |
Подумай и предложи задание товарищу.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Дифференциация антонимов и синонимов