1. Сравни слова:
весело — скучно; охранять — сторожить.
Какие два слова близки, а какие — противоположны по смыслу? Как они называются?
Подбери 2 пары слов: близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Составь за 2 минуты с каждой парой слов предложения.
2. Игра «Лото».
Оборудование: таблица со словами, индивидуальными карточками с антонимами и синонимами к словам таблицы. Чётко прочитай слова, данные в таблице:
сырой | армия | знаменитый | ветхий | родина | неуклюжий |
вершина | беспокойство | аккуратный | сытость | мудрый | известие |
больной | работа | родимый | смирный | молодость | добрый |
беда | грязный | враг | миниатюрный | детвора | стыд |
Объясни значение слов.
В течение 5 минут подбери и закрой карточкой со словами-синонимами соответствующие им слова. Докажи правильность выполнения задания.
В течение 5 минут закрой карточкой со словами-антонимами соответствующие им слова. Докажи правильность выполнения задания.
3. Чётко прочитай слова:
быстрый,... —... | грустить,... —... |
интересный,... —... | темнота,... —... |
купить,... —... | скорость,... —... |
беседовать,... —... | работа,... —... |
К данным словам в течение 10 минут подбери сначала синонимы, затем — антонимы.
|
|
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.) Составь 3 предложения с любыми словами-антонимами и запиши их.
4. Чётко прочитай слова;
Подумай, по каким признакам можно объединить данные слова. Какие группы слов могут получиться?
Запиши слова парами. Прочитай сначала слова-антонимы, затем - слова-синонимы.
Третий уровень
I Игра «Лото». (Игра может быть проведена с 3 учащимися: 2 ученика работают с табли0цами, 1 ученик — ведущий).
Оборудование: таблица со словами и карточки с антонимами и синонимами к словам таблицы. Прочитай «про себя» слова в таблице:
храбро | шагать | светло | сверкать | прелестно | осуществить |
покупать | скверно | уснуть | кричать | броситься | быстро |
интересно | срочно | гореть | прочно | объявить | звонко |
»1 (МОДНО | победить | хрупко | лгать | верно | преподавать |
1-й вариант: ведущий предлагает подобрать к данным в таблице словам слова-синонимы.
(Карточкой с синонимом ученик закрывает соответствующее слово в таблице)
2-й вариант: ведущий предлагает подобрать к данным словам антонимы.
3-й вариант: ведущий предлагает одному ученику к данным словам подобрать антонимы; второму — синонимы.
4-ый вариант: ведущий предлагает к определённым словам подобрать либо антонимы, либо синонимы.
(Проверка может быть взаимной и коллективной с обсуждением результатов игры)
2. Чётко прочитай слова:
В течение 5—7 минут подбери к каждому слову 2 слова-синонима и 2 слова-антонима.
|
|
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Предложи такое же задание своему товарищу.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнении задними
3. Составь словосочетания из слов строчек а) и б). Объясни свой выбор. Как можно назвать слова строчек а)?
Запиши составленные словосочетания.
К каждому словосочетанию подбери и запиши слова противоположного значения (антонимы). Докажи правильность выполнения задания.
4. Прочитай «про себя»:
Скажи, правильно ли составлены эти словосочетания? Что нужно сделать, чтобы исправить ошибки?
Запиши исправленные словосочетания.
К каждому исправленному словосочетанию подбери и запиши словосочетания со словами противоположного значения (антонимами)
Докажи правильность выполнения задания.