Лирика Лермонтова: основные мотивы и эволюция

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) преимущественно поэт романтического склада, но он бунтарь, ощущает барьер между мечтой и реальностью, повышенного эмоционального накала.

Лермонтов был человеком своей эпохи, когда уже произошло восстание декабристов, и волна волнений сошла на нет. Общество было потрясено жестокой расправой над дворянами.

Лермонтов рано потерял мать, отец с бабушкой враждовали, юноша вырос как бы с внутренней дисгармонией, что и питало его романтическое двоемирие.

Один из постоянных мотивов лирики Лермонтова – мотив свободы. Лирический герой у него как бы без возраста. Мотивы земли и неба: идеальное на небе, на земле – наоборот. Оппозиция. В поэтической речи того времени: Север – Россия, полуденный – южный, полуночный – северный.

Надежда всегда оборачивается обманом. Обман – другой мотив лирики. У Лермонтова нет ни одного стихотворения о счастливой любви. «Как часто пеструю толпою окружен» - после пребывания на новогоднем маскараде в СПб – эти люди ненастоящие, они играют на публику, дамы не способны на искренние чувства.

Мотив мщения – бунтарь. «Смерть поэта» - за смерть Пушкина виновные ответят перед высшим божеством (судом).

Мотив богоборчества – бунт против Бога, несогласие с тем, как он устроил мир. «Благодарность» - ироническая благодарность Богу. Нельзя благодарить за клевету друзей. В последние 4 года в стихах Лермонтов намечается перелом. Наряду с пессимистическими стихами появляются такие, в которых видны попытки выйти из этого романтического двоемирия. Пробивается интерес к реальной жизни, например через пейзажи.

Бытовые мотивы – «Валерик» - интересна даже одежда горцев, более того, звучит слово «люблю». Это знаки того, что Лермонтову стало тесно в рамках двуемирия. «Родина» - какой-то критик пошутил, что в нем Лермонтов столько раз произносит «люблю», сколько не говорил за всю жизнь. Теперь оптимистические и пессимистические стихотворения пишутся одновременно, что свидетельствует о внутренней борьбе. Сталкиваются два настроения.

Исследователи выделяют три периода творческого развития М. Лермонтова:

1. Юношеский (1828-1831);

2. Переходный (1832-1836);

3. Зрелый (1837-1841).

Характерной чертой ранней лермонтовской лирики в целом является неразрывная связь, взаимопроникновение самых интимных мотивов и мотивов общественных, вселенских. Характерная особенность лирического»я» у Лермонтова – сочетание условности, чрезмерного использования поэтических штампов и автобиографических деталей.

В переходный период за четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений.

В зрелой лирике стиль Лермонтова становится проще: поэт избавляется от языковых штампов романтизма, исчезает гиперболизм, грандиозность метафор и сравнений, демонстративная и не всегда оправданная напряженность интонаций. Поэтический язык Лермонтова, как и поэтический язык Пушкина, классическим. Разнообразие словесно‑речевых, интонационных и стиховых форм направлено на создание психологически конкретного облика лирического героя, на индивидуализацию его переживаний.

Зрелая лирика Лермонтова сохраняет многие черты ранней, но отличается от нее рядом существенных признаков. Во‑первых, в лирике 18371841 годов заметно уменьшается количество стихотворений исповедального и автобиографического характера. Лермонтов стремится представить свои чувства в форме рассуждения или рассказа, отходя от напряженной патетичности и сугубо личного тона, сдерживая, прикрывая эмоции холодной иронией или сниженно прозаической речью. Энергия отрицания в этом случае ощущается более грозной, содержательной и глубокой, чем непосредственно выплеснутая наружу. Во‑вторых, возрастает количество «сюжетных» стихотворений из мира человеческого или природного, в которых авторская личность проступает через освещение случившихся событий. В‑третьих, появляются стихотворения, в которых лирическое «я» условно отодвинуто на второй план, тогда как весь первый план отдан «объективным» персонажам, отделенным от авторского лирического образа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: