Это основные направления деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
Внутринние функции Внешние функциии
Охраниетельные Регулятивные международное оборона страны
(защиты прав и сотрудничество
свобод, соблю-
дение законности)
экономическая социальная финансового внешнепо- внешнеэконо-
контроля литческое мическое
выроботка эко- оказание со- выявление
номической по- циальной по- и учет доходов
литики, установ- мощи, здраво- населения, по-
ление правовых охранения, полнение гос.
основ предпри- образования, бюджета
нимательской строительства
деятельности жилья и др.
управлением
гос. предприя-
тиями.
Формы государства
Форма государства – есть организация государственной власти в стране.
Определенный Способ территор. уст-ва, Методы и приемы осущест-
Порядок обр-ния определ. порядок взаимоот- вления гос. (политической)
и орг-ции высших ношений центральной, ре- власти.
органов гос. гиональной, местной властей.
|
|
власти и управления.
Форма государственного правления
Монархия Республика
Абсолютная Ограниченная Парламентская Президентская Смешанная
.
Сословно- Дуалист Парламентарная
представи ическая (конституционная)
тельная
Монархия – форма гос. правления, при которой высшая власть в гос-ве принадлежит одному лицу – монарху, получающему власть в порядке престолонаследия.
Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. (Саудовская Аравия, Катар, Оман.)
Ограниченная монархия – существует в двух видах: дуалистическая и парламентская.
Дуалистическая монархия – возникает в переходные периоды, когда феодалы не в состоянии господствовать безраздельно господствовать, а бур-зия не в состоянии взять всю полноту власти.(Иордания, Кувейт, Марокко.)
1. Двухпалатный парламент, нижняя палата выборным путем и представляет интересы бур-зии, а верхняя – назначается монархом. | 2. Правительство подчиняется монарху, к-рый назначает и отстраняет министров. | 3. Монарх обладает правом вето. |
Парламентарная монархия – «король царствует, но не правит».Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победивший на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. (Великобритания, Дания, Бельгия, Щвеция,)
Республика – форма гос. правления, при которой высшая власть в гос-ве принадлежит выборным органом – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.
|
|
Парламентская республика –глава гос-ва-президент, его роль носит чисто номинальный характер | Президентская республика – высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства | Смешанный характер – то есть сочетающие черты парламентской и президентской республики | |
1. Верховенство власти парламента. 2. Пр-во формируется ставленником партии победившей на выборах 3. Члены пр-ва ответственны перед парламентом. 4. Парламент может вынести вотум недоверия пр-ву. | 1. Президент назначает пр-во, к-рое ответственно перед ним. 2. Пр-нт назначает, перемещает и отстраняет от должности членов пр-ва 3. Пр-т избирается не парламентом, а в рез-те референдума или коллегиями выборщиков 4. Пр-т имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. 5. Пр-т является главнокомандующим вооруженными силами страны. | ||
Италия, Германия, Австрия, швейцария, Финляндия, Израиль, Индия, Турция и др. | США, Колумбия, Бразилия, Мексика, Панама, Боливия и др. | ||
Форма государственного устройства
Форма гос. устройства – это способ территориального устройства гос-ва, к-рое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.
Виды форм гос. устройства.
Унитарное Федеративное Конфедеративное
Органы власти толь- Союз суверенных гос-в, Страны, образующие конф.
ко на высшем уров- каждое из к-рых имеет сохраняют полную сам-сть,
не орг-ции. На всех свои органы власти. В имеют собств. органы власти
остальных создают- то же время образуют- и упр-ния. Создаются объед.
ся лишь органы упр- ся и федеральные полит. Органы для координации
ния, но не власти. структуры. Союзные зако- действий в определенных
ны обязательны для испол- целях (военных, политич.,
нения на всей тер-рии феде- внешнеполитических и др.)
рации. Субъекты федерации
(респ-ки, штаты, кантоны), как
правило, имеют свою конституцию,
законодательные органы, правительство,
правовую, судебную системы.
Территориальная Национальная Нац-территор.
1.Гос. обр-ния не являются 1.Субъекты-нац.-гос. обр-ния (Россия)
суверенными образованиями 2.Субъекты федерации объе-
2.Субъекты лишены консти- диняются согласно принципу
туцией права прямого пред- добровольности.
Ставительства в межд. отно- 3.Гарантированность суверени-
шениях. тета больших и малых наций.
3.Установлен запрет односто- 4.Утверждение права наций на
роннего выхода из союза. самоопределение.
4.Упр-ние воор. силами осу- (Индия)
ществляется федер. органами.
(США,Мексика,ФРГ)
Политический режим – это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом.
Демократический Антидемократический
1. Антидемократический режим
Исторические типы режимов.
1) Деспотический режим – характерен для монархии. Именно монарх становится деспотом. Существовали деспотии в древности и были характерны крайним произволом, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Особенно типичен для азиатских стран.
2) Тиранический режим – на единоличном правлении, путем захвата, насилия. Она построена на произволе, терроре, насилии. При деспотии террор как правило направлен на должностных лиц, а при тирании на каждого человека.
3) Тоталитарный режим – явление не новое, некоторые черты, проявления были и раньше, и все же тоталитаризм – явление ХХ века. Для всеобщего контроля над умами, насилия над личностью, за всеми сферами жизни общества, придания ему единого образца нужны были развитые средства массовой информации.
|
|
Тоталитарный режим возникает тогда, когда общество находится в обстановке структурного кризиса, кризиса идей, когда ломаются традиции, люди теряют почву под ногами, когда общество деморализовано.
Признаки тоталитаризма:
· Наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;
· Наличие официально господствующей в обществе идеологии;
· Монополия государства на средства массовой информации;
· Монополия государства на вооруженные силы;
· Система террористического полицейского контроля;
· Централизованная система контроля и управление экономикой.
Формы тоталитаризма
Этакратия | Плутократия | Партократия |
Осуществление власти государственными чиновниками | Осуществление власти кучкой наиболее богатых членов общества. | Непосредственное осуществление партийным аппаратом политической власти и управления |
ТОТАЛИТАРИЗМ
.