Свобода как ценность права

Свобода - не вечная ценность. В древности и средневековье она служила идеалом лишь для одиночек, поднявшихся в своем духовном развитии над общим уровнем. Большинство же в то время и много позже не задумывалось о свободе и не дорожило ею. Жизнь общества детальнейшим образом регламентировалась обычаями и традициями, не оставлявшими места или оставлявшими слишком мало места для выбора и личных решений. В традиционных обществах такая ситуация характерна и в наше время.

С эпохи Возрождения постепенно утверждается представление о самоценности личности. Она уже не рассматривалась только как часть общественного организма. Буржуазные революции выдвинули требование и лозунг свободы. В 19-20 вв. она получает широкое признание и ныне рассматривается как признак высокоразвитого общества, хорошей политической и правовой системы.

Свобода - это возможность поступать так, как хочется, способность делать или не делать что-либо в соответствии со своими желаниями и убеждениями.

Проявления человеческой свободы чрезвычайно многообразны. Они охватывают все сферы общественной и частной жизни, в том числе и правовую.

Человечество давно пришло к выводу, что ради беспрепятственного и гарантированного осуществления свободы ее нужно в известной мере ограничить. Это особенно важно при определении ее юридических аспектов. Все великие правоведы и философы, рассуждая о свободе, обращали внимание на эту сторону вопроса. Для них свобода - это познанная необходимость, способ существования людей в обществе, а не одностороннее утверждение собственной воли. Классическое определение индивидуальной свободы дал крупнейший представитель английского либерализма в 19 в. Дж. Ст. Милль: это право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер.

Связь свободы с обязательствами подчеркивал выдающийся русский юрист и государственный деятель М.М. Сперанский. Для него свобода «есть признание моральной необходимости, ее торжество над потребностями физическими».

В.А. Четвернин пишет, что «свобода - это абсолютная ценность человеческого общества».

По существу с этой точкой зрения полемизирует Г.В. Мальцев. Но он считает провозглашение индивидуальных свобод и прав человека высшими ценностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: