В 16-17 веках меняется познавательный идеал научности гуманитарных наук – дедуктивно-построенная математическая система, эталоном которой являлась геометрия Эвклида.
До конца 19 века эталоном научности являлась классическая механика с присущим ей четким разделением множественных значений на два уровня: теоретический и эмпирический. Системаобъектов науки выступала как механическая модель определенным образом взаимодействующих частиц. Этот познавательный идеал распространялся и на гуманитарные науки. (например, этика Спинозы, основанная на геометрическом порядке).
Математические и механическо-атомистические идеалы и модели, методы познания постепенно проникают в социальные науки: в работах теоретиков естественного права – Гроций, Пуфендорф – общество как субъект права предстает не только как математически гомогенная среда, которую можно описать дедуктивным способом, но и как совокупность изолированных и взаимодействующих математических точек (отдельных индивидов), случайно связанных между собой чисто внешне.
|
|
В конце 19 века господствующей тенденцией в методе ГН был натурализм.
Естествознание (физические науки) рассматривалось в качестве парадигмы познания, что приводило к игнорированию специфики объекта гуманитарного знания и абсолютизации первого.
Развитие общества объяснялось или механическими, или различными природными факторами (климат, географическая среда).
Натурализм в объяснении общества исторически обусловлен апелляцией к природе. Кризис натурализма в к. 19- н. 20 века связан с осознанием различий природы и общества, культуры.
Предмет социального познания.
Предмет социально-гуманитарного познания сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах.
То есть предметом социального познания выступает социальная реальность, которая не существует вне человеческой деятельности; так как воспроизводится и производится человеком.
Это мир человека как созидателя культуры.