Способности личности рационально преодолевать напряжения и диссонансы. Субъект активно использует логико-практические процедуры для более или менее адекватных объяснений возникших трудностей и обоснования собственного варианта их преодоления.(Хайдерр, Ньюком, Осгуда, Фестингер)
2) Наивный ученый – основным свойством социального субъекта признавалась способность целостной (комплексной, наивно-научной) переработки поступающей извне информации о других социальных субъектах, а также о явлениях, событиях и процессах социального мира, используя наивно-научный инструментарий (категориальные схемы, концепты).-(Аш, Фиске, Тайлор).
3) Личность, практикующая обработку данных. – Возникает как критика предыдущего подхода. В процессе социального познания субъект опирается не на теоретические спекуляции, а на непосредственные данные, которые становятся ему доступны. Данные субъект обрабатывает с помощью различных ментальных процедур(простое сложение, среднее арифметическое и т.п.). Выбор способа анализа данных и сам процесс их обработки зачастую проходит без специально сознательного фиксирования со стороны субъекта. (Андерсон, Хуберт и др.)
|
|
4) Когнитивный скряга: социальный субъект в восприятии мира полагается главным образом на «эвристику»- быстрые и «экономичные» способы объяснения, на стереотипы, которые в обычном случае эффективны, но могут привести и к серьезной ошибке. [Росс, Андерсон,Фейн.]
5) Мотивированный тактик (социальный агент). Человек как мотивированный тактик – это думающий человек, полностью вовлеченный в процесс мышления, имеющий в своем расположении многочисленные когнитивные стратегии и осуществляющий свой стратегический выбор, руководствуюясь целями, мотивами, потребностями.
Социально-гуманитарные науки при изучении своего предмета обращают внимание главным образом на единичное, индивидуальное, уникальное, но на основе общего, закономерного.
Это и есть, по Веберу, культурно-значимая индивидуальная
Реальность»: науки о культуре не должны выпускать из поля своего внимания общие понятия, но для них они – средство, а не самоцель.
Упирая на единичное, история гуманитарных наук представляет собой смесь понятий, содержание которых индивидуально, и понятий, имеющих общее содержание. Общее содержание имеет вспомогательное значение.
Но общее не может не иметь значения. Общее содержание несет вспомогательное значение.
Согласно Гегелю, всякое явление есть «цельность», «тотальность», а закон- часть явления, так как он выражает в нем только существенное, «прочное», идентичное. Поэтому «явление богаче закона», так как содержит в себе не только его, но и еще большее “момент самодвижущийся формы”, то есть то, что не «покрывается» законом, который всегда «узок, неполон», примерен».
|
|
Выводы:
В гуманитарной сфере существуют объективные законы, которые надо раскрыть. Однако это «неточные» законы, «законы-тенденции», которые сложно «извлечь» из предмета социального знания из-за его сложности. Отсюда возникают трудности обобщения в социально-гуманитарной сфере. Но установка на объективное изучение предмета социально-гуманитарного знания и поиск законов- обязательная характеристика социальных наук.
В.В. Ильин считал, что мир человеческой субъектности апеллирует к двум типам законов конкретно-исторического процесса:
- обществоведческим (повторяющимся) законам культурно- исторического процесса и
- экзистенциальным - данным в научно-психологическом анализе личностных характеристик в строгом соответствии с реалиями эпохи.