Человек всегда создает текст, то есть выражает себя

Бахтин писал: «Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, то это уже не гуманитарная наука». { Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000.С.304 }.

Предмет социально-гуманитарных наук (общество, культура, история, личность), по Бахтину, не может быть дан как прямой и непосредственный объект естествознания, а только в знаковом выражении, реализации в текстах разного рода- и для исследователя и для всех других. Отсюда следует, что гуманитарное знание- это знание о чисто экзистенциональных ценностях, это- мир субъективной реальности, внутренний мир индивида. (Бахтин). «Выразительное и говорящее бытие». Это значит, что в области этих наук критерием научности является «не точность познания, а глубина проникновения. Здесь познание направлено на индивидуальное… Сложность двустороннего акта – проникновение. Активность познающего и активность открывающегося (диалогичность). Умение познать и умение выразить себя».[Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. Спб, 2000. с. 227-228].

В социально-гуманитарном знании надо всегда различать человека как объекта объяснения и человека как морального субъекта. [Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск. 1997. с. 189.]

Люди всегда ускользают от объективного объяснения.

Согласно неокантству (Риккерт), предметом социально-гуманитарных наук является общество, история, культура, человек, то есть – не объект, а совокупность субъектов, не соотношение объекта и субъекта, а субъекта с субъектом. Лишь культурные ценности порождают научную историю, а само историческое развитие- культурные ценности. Сами науки о культуре – продукт культуры, следовательно, возникают они лишь в процессе исторического развития культуры.

Науки о культуре имеют дело преимущественно с духовными процессами, но не только с ними. Так, археолог напрямую соприкасается с материальными артефактами прошлого, «извлекая» из них дух определенной эпохи.

Согласно Риккерту, все области человеческой деятельности подходят не под понятие «дух», а под понятие исторически развившейся культуры.

Главная задача социально-гуманитарного знания– понять чужое Я не в качестве некого объекта, а как другого субъекта, как субъектно-деятельное начало.{ Риккерт Г. Границы естественно научного образования понятий. СПб, 1997.С.258 }.

В этом сложность предмета познания: здесь переплетается и взаимодействуют материальное и идеальное, стихийное и сознательное, эмоциональное и рациональное, рациональное и иррациональное, страсти и интересы, идеи и идеалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: