Сущность инженерной деятельности

Вопросы о личности инженера, содержании и характере его деятельности имеют исключительно важное не только философское, теоретико-методологическое, но и практическое значение, ибо от их решения в значительной мере зависят подготовка и переподготовка инженерных кадров, удовлетворяющих социальным, производственным и научно-техническим требованиям.

Слово "инженер", образованное от корня, в переводе означающего "творить", "создавать", "изобретать", "внедрять", впервые стало использоваться в античном мире, по-видимому, не ранее III в. до н.э. для названия лиц, управляющих военными машинами, а также изобретателей этих машин. Понятие "гражданский инженер" появилось в XVI в. в Германии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах. В русских источниках слово "инженер" встречается в середине XVII в., в актах Московского государства.

Во многих словарях и справочниках "инженер" определяется как специалист с высшим техническим образованием. Здесь фактически характеризуется не сама его профессия, а лишь подготовленность и квалификация специалиста. В этой связи В.Г. Горохов замечает: "На самом деле образование только тогда дает ему (выпускнику технического вуза. — Прим. авт.) право достойно носить звание инженера, когда он действительно включен в инженерную деятельность, творчески применяет знания, приобретенные им в высшей школе и после ее окончания, когда он становится творцом новой техники, конструктором или технологом, нестандартно мыслящим проектировщиком, исполнителем, эксплуатационщиком, наконец, умелым организатором производства" [11, с. 4].

В литературе встречаются весьма расширенные трактовки профессии инженера, усматривающие специфику его деятельности в приложении знаний вообще во всех сферах материального и духовного производства, в области услуг. Это привело к тому, что стали говорить о генных инженерах, зооинженерах, инженерах-социологах, инженерах по кадрам и др. В таком широком понимании инженерная профессия оказывается размытой настолько, что теряет свои границы и своеобразие. Это ведет к тому, что внешне похожий труд инженеров и квазиинженеров оценивается одинаково, что вызывает инфляцию и падение престижа инженеров.

В настоящее время в рамках инженерной деятельности четко выделяются: 1) Инженерно-исследовательская деятельность. Представляет собой деятельность, направленную на конкретизацию имеющихся научных знаний применительно к определенной инженерной задаче. Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований в технических науках, непосредственно вплетены в инженерную деятельность, осуществляются в сравнительно короткие сроки и включают в себя: - предпроектное обследование; - научное обоснование разработки; - анализ возможности использования уже полученных научных данных для конкретных инженерных расчетов, - характеристику эффективности разработки; - анализ необходимости проведения недостающих научных исследований. Предметом внимания инженерных исследований становится содержание технического объекта. Они направлены на выявление закона или оптимального способа взаимодействия сил природы с целью их использования в процессе создания технического объекта. Инженер-исследователь, исходя из функционального назначения того или иного технического устройства и отвлекаясь от его конструкторских характеристик, создает схему этого устройства, обращая внимание на содержание, принцип его действия и отвечая на вопрос: как и почему будет работать данный технический объект? 2) Инженерно-конструкторская деятельность. Представляет собой деятельность, направленную на разработку конструкции технической системы, которая затем материализуется в процессе его изготовления на производстве. Конструкция технической системы представляет собой определенным образом связанные стандартные элементы, выпускаемые промышленностью или изобретенные заново, и является общей для целого класса изделий производства. Конструирование тесно связано с изобретательской деятельностью, возникшей еще в ранние времена развития технической деятельности. Изобретательская деятельность направлена на создание на основании научных знаний и технических изобретений новых принципов действия, способов реализации этих принципов, конструкции технических систем или отдельных их компонентов. На первых этапах становления инженерной деятельности изобретательство опиралось на эмпирический уровень знания. В условиях развитой технической науки всякое изобретение основывается на тщательных инженерных исследованиях и сопровождается ими. С развитием массового производства для того, чтобы изобретение попало в промышленность, возникает необходимость его специальной конструкторской подготовки. Инженерное конструирование определяет форму технического объекта. Технический объект (артефакт) может выполнять свое функциональное назначение, обладая определенной формой, учитывающей не только природные законы его функционирования, но и социально-технические требования, нормы, правила. К таким требованиям относятся габаритные размеры, вес, стандартные входы и выходы, энергетические характеристики, условия работы, правила безопасности и т.д. Эти требования в совокупности с принципом действия артефакта определяют его форму, конструкцию. 3) Инженерно-проектная деятельность. Представляет собой деятельность, направленную на формирование связей отдельных элементов технических систем. В качестве данных элементов здесь выступают конструктивно оформленные, законченные и уже готовые технические объекты, способные самостоятельно выполнять отдельные функции. К примеру, при проектировании систем управления такими элементами являются не разрозненные детали, а отдельные приборы, способные воспринять информацию и преобразовать ее в форму, удобную для передачи по линии связи в центр управления. Инженер-проектировщик абстрагируется от принципа действия элементов проектируемой системы, ограничиваясь лишь ее входными и выходными параметрами и конструктивными характеристиками. Он отвечает на вопрос: из чего состоит и как работает техническая система в целом? 4) Инженерно-технологическая деятельность. Предполагает проектирование технологических процессов, выбор технологического оборудования, рациональную организацию взаимодействия людей и техники в процессе производства, повышение эффективности использования техники. Предметом инженерно-технологической деятельности является способ изготовления технического объекта. Функции инженера-технолога в данном случае заключаются в организации производства конкретного класса изделий (например, организация оптической, радиотехнической и электротехнической промышленности, строительство железных дорог, массового производства электроизмерительных приборов и т.д.) и разработке технологии изготовления определенной конструкции технической системы. Инженерам-технологам принадлежит ведущее место не только в структуре инженерной профессии, но и в производстве, использовании и воспроизводстве технического базиса общества. Инженеру-технологу принадлежат функции проектировщика, производственника и эксплуатационника. Указанные виды инженерной деятельности также имеют свою дифференциацию. В то же время зачастую крупные инженеры одновременно сочетают в себе и изобретателя, и конструктора, и технолога. Однако современное разделение труда в области инженерной деятельности неизбежно ведет к специализации инженеров, работающих преимущественно в сфере либо инженерного исследования, либо конструирования, либо проектирования или технологии изготовления технических систем.

39. Исторические типы инженерной деятельности.

Этапы развития инженерной деятельности: 1) Праинженерный этап (совпадает с периодом доиндустриального общества): Инженерная деятельность отождествляется с ремеслом. Ценностные ориентации этой деятельности еще тесно связаны с ценностями ремесленной технической практики (например, непосредственный контакт с потребителем, ученичество в процессе осуществления самой этой деятельности и т.п.). Теоретические знания и инженерная деятельность не были связаны между собой. Техническая деятельность имела дело, в основном, с ручными орудиями труда, для изготовления и использования которых было достаточно производственного опыта и эмпирических знаний. 2) Прединженерный этап (16 – первая половина 18 вв.): Происходит появление первых импровизированных инженеров. Они формируются в среде ученых, обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке. Первые инженеры – это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, математики, естествоиспытатели и изобретатели. Однако существенная связь науки и технической деятельности еще отсутствовала. 3) Этап становления инженерной деятельности в период промышленной революции (вторая половина 18 – 19 вв.): Происходит постепенный процесс превращения ремесла в профессиональную инженерную культуру, основанную на достижениях естествознания. Несмотря на то, что первые новации промышленной революции возникли в отрыве от науки, тенденция взаимосвязи технической и научной деятельности и формирование на этой основе инженерной деятельности в ходе промышленной революции становится все более сильной. Начинается процесс взаимосвязи инженерной и научной деятельности. В условиях бурной индустриализации формируется массовая профессия инженера и вместе с ней система высшего политехнического образования. 4) Современный этап (20 – начало 21 вв.): Происходит научно-техническая революция, которая превращает инженерную деятельность в одну из важнейших сфер общественной деятельности. Происходит нарастающая массовизация профессии инженера и рот социального престижа данной профессии. Осуществляется интеграция инженерной и научной деятельности. В условиях быстрого усложнения форм и видов технической деятельности происходит, с одной стороны, дифференциация множества инженерных специальностей; с другой, создание интегрированных инженерных специальностей (например, инженер-физик объединяет специальности инженера-механика, инженера-электрика, инженера-оптика).


40. Социальная ответственность субъектов инженерной деятельности.

41. Человек как творец техники. Влияние техники на жизнь человека.

42. Техносфера и проблема отчуждения человека.

43. Информационное общество и изменение основных форм человеческой жизнедеятельности.

44. Научно-технический прогресс: понятие, сущность, основные этапы.

45. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.

46. Научно-технический потенциал общества: понятие и структура.

47. Научно-техническая политика: понятие, субъекты функции.

48. Проблема управления научно-техническим процессом. Техника и власть.

49. Социальная оценка техники.

50. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

51. Этика ученого и социальная ответственность субъектов научно-технической деятельности.

52. Экологическая этика и ее философские основания.

53. Целостность и противоречивость современной мировой цивилизации.

54. Процесс глобализации: понятие, сущность, результаты.

55. Общий кризис современной техногенной цивилизации: причины, проявления, пути преодоления.

56. Глобальные проблемы современности и роль науки в их разрешении.

57. Проблема будущего человечества в философии и науке.

58. Основные сценарные подходы к оценке будущего мировой цивилизации.

59. Научная рациональность и проблема диалога культур.

60. Техницизм и антитехницизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: