С.М. Воробьева

студентка бакалавриата 2 курс ППО

научный руководитель: к.п.н., доцент Н.Н. Касьянова

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

В период экономического кризиса и стагнации мировой экономики, таких глобальных изменений современного российского общества, как переход на рыночную систему экономики, актуальным стало экономическое воспитание школьников. Оно предполагает не только формирование деловых качеств, таких как бережливость, предприимчивость, расчетливость, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, развития предпринимательской деятельности и т.п.

К условиям меняющейся экономики нашей страны нелегко приспосабливаться даже взрослым, не говоря уже о подростках и молодежи, которым и так не легко адаптироваться в окружающей действительности. Меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране ставит личность в сложные социально-психологические условия, связанные с процессом изменения общественного сознания. Подростки чувствуют себя еще более некомфортно, поэтому можно с уверенностью говорить о целесообразности экономического воспитания школьников, что позволит им успешно адаптироваться к изменяющимся условиям социально-экономической действительности и выбрать стратегию поведения.

Таким образом, актуальность экономического воспитания подростков в настоящее время заключается в том, чтобы помочь им адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, а в дальнейшем соответствовать повышенным требованиям, которые предъявляются к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики – их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности [1, с. 58-60].

Необходимость экономического воспитания подрастающего поколения отмечали еще в XIX веке русские ученые-педагоги. Так, например, К. Д. Ушинский считал одной из задач педагогики подготовку подрастающего поколения к включению в хозяйственную жизнь общества. В 20-х годах XX века в отечественной педагогике эта тема приобрела самостоятельное значение. С. Т. Шацкий считал, что при обучении детей необходимо касаться экономических вопросов их жизни, планировать их участие в совместной деятельности со взрослыми.

В педагогических трудах А. С. Макаренко большое внимание уделено воспитанию сознательного хозяина. Для этого воспитанники должны понимать суть производственного процесса и его экономическую целесообразность, способы эффективного труда.

Наиболее продуктивными в плане психологических и педагогических исследований проблем экономического воспитания были 60-80-е годы XX столетия. Во второй половине 80-х годов, когда в экономику СССР стали внедряться новые методы хозяйствования, в несколько иной плоскости начали рассматриваться вопросы трудового и экономического воспитания.

Вопросы экономического образования и экономического воспитания в качестве самостоятельных направлений работы стали разрабатываться в 60-е годы ХХ столетия. При этом вопрос ставился не об экономическом воспитании школьников, а об экономической подготовке всех трудящихся (Л.Н. Пономарёв, Л.Е. Эпштейн) и широко освещался прежде всего в научно-популярной литературе по экономике, обращённой к широкой молодёжной аудитории (А.М. Бирман, В.П. Гранев, В.П. Локтев, А.П. Пономарёв и др.) [2, с. 1].

Исследованиям различных педагогических аспектов в области экономического воспитания подрастающего поколения значительное внимание уделили отечественные педагоги, среди которых А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, К.Н. Катханова, Н.Я. Клепач, А.Ф. Крючков, Л.П. Кураков, М.Л. Малышев, В.В. Новожилова, А.С. Прутченков, В.К. Розов, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова, В.А. Товстик, М.А. Хроменков, А.Т. Шпак и др. [4, с. 74].

Анализ работ вышеуказанных исследователей позволяет сделать вывод о том, что экономическая подготовка школьников должна осуществляться в рамках как учебного процесса, так и в условиях дополнительного образования.

Так, по мнению В.А. Товстик, экономическое воспитание – это процесс целенаправленного, систематического воздействия на учащихся, включения их в различные виды экономической деятельности с целью формирования у них экономического мышления и поведения, умений и навыков, потребностей и интересов, определенных качеств личности, необходимых ей в производственно-экономической деятельности и экономических отношений вне сферы производства [5, с. 8].

Как отмечает Е. Н. Землянская, в процессе экономического воспитания экономические знания превращаются в убеждения и реализуются в поступках и поведении. С одной стороны, главной движущей силой превращения экономических знаний в убеждения и поступки выступают экономические потребности и интересы личности, на формирование которых влияет уровень экономической культуры общества. С другой стороны, согласно О. Н. Есиной, экономическое воспитание призвано стимулировать спрос на знания, развивать умение использовать экономические знания в процессе трудовой потребительской деятельности.

Сегодня подросток должен знать, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как родители зарабатывают денежные средства на содержание семьи. Детям необходимы знания о профессиях, связанных с экономикой, таких как экономист, бухгалтер, финансист и др. Недостаточное внимание, уделяемое экономическому воспитанию, приводит к экономической безграмотности подростков, к неправильному выбору будущей профессии в соответствии с собственными интересами, способностями, потребностями и убеждениями. Чтобы подросток сделал правильный выбор будущей профессии, необходимо расширить и углубить пропаганду экономического воспитания в семье, образовательных учреждениях, СМИ.

Учащимся подросткового возраста необходимо понимать и знать, как работает рынок, что такое потребление: доходы, расходы, кредит и т.п. Через средства массовой информации он часто слышит такие сложные для него понятия, как ценные бумаги, акции, биржи, фирмы. До подростка необходимо в доступной форме довести данные понятия, ознакомить с ними, а также необходимо помочь ему повысить уровень экономической грамотности, а главное – повернуть его к вопросам, касающимся экономики, заинтересовать его экономической наукой. Потому так важно экономическое воспитание в семье и образовательных учреждениях, чтобы будущее страны с развитой рыночной экономикой было в руках экономически воспитанного поколения.

Б.Т. Лихачев определяет экономическое воспитание следующим образом: это организованная педагогическая деятельность, специально придуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производственных сил, производственных отношений, действующем хозяйственном механизме [3, с. 32].

Существенные социально-экономические преобразования в нашей стране в конце прошлого века изменили и доминирующие ценности общества.

В работах Ф. П. Евсеенко, И. И. Зарецкой и И. Л. Калиниченко особое внимание уделялось процессу трудовой подготовки и формированию таких личностных качеств, как честность, ответственность.

Исследуя методы экономического образования и воспитания школьников, И. А. Сасова писала: «Социально-экономическое образование и воспитание детей и учащейся молодежи в широком смысле предполагает включение выпускников в социально-экономические отношения, свойственные современному производству, воспитание у них потребности руководствоваться в своей деятельности не только личными, но и общественными интересами, повышать эффективность производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Это также воспитание образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества, хозяйского отношения ко всем видам собственности».

Ведущие отечественные исследователи А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Б. З. Вульфов характеризуют экономическое воспитание как систему мер, направленных на развитие мышления современного человека в масштабах своей Семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает формирование не только таких деловых качеств, как бережливость, предприимчивость, расчетливость, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности. [6, с. 143-144]

К настоящему времени различными авторами подготовлены программы, учебные пособия, методические рекомендации по экономическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста (М. Л. Алферова, Г. Х. Гебеков, Е. Н. Землянская, И. А. Сасова, Л. С. Чернер и др.). Анализ этих работ позволяет сделать вывод о том, что экономическая подготовка школьников должна осуществляться с первых дней обучения в школе, а изучение экономики в начальной школе возможно как в учебном процессе, так и в условиях дополнительного образования.

На основе анализа работ вышеуказанных авторов можно сделать вывод о том, что экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания школьников, развитие умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, а также формирование экономически значимых качеств личности. Оно способствует обеспечению условий для воспроизводства индивидом социального опыта, экономических ценностей и типичных норм экономического поведения, а также формирования убеждений, мотивов в деятельности ценностных ориентиров личности [6, с. 143-144].

Литература

1. Коршун А. Г. Актуальность экономического воспитания подростков в условиях современной системы образования./ А. Г. Коршун//Специальное образование.- 2013.- № 1.- с. 58-63.

2. Литова З. А. Формирование экономического мышления школьников в процессе преподавания технологии./ З. А. Литова//Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. - №2(22). – С. 1-7

3. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1995. – 282 с.

4. Максимова Е. Б. Педагогика/Е. Б. Максимова// Статья «Экономическое воспитание как один из аспектов воспитательного процесса», - М., 2013.- с. 74 -78.

5. Товстик В.А. Экономическое воспитание школьников./В. А. Товстик.- М., 1983. – 112 с.

6. Юсупова С. Г. Теоретические основы экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности./ С. Г. Юсупова//Фундаментальные исследования.- 2014.- №1.- с. 143-146.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: