Л.И. Головачева

студентка бакалавриата 4 курса СР

научный руководитель: старший преподаватель Н.В. Стерликов

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Преступность несовершеннолетних относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в обеспечении жизнеспособности общества и его развитии.

Несовершеннолетние - это демографическая, социально-психологическая, общественная группа населения, характеризующаяся интенсивным социальным, психологическим, физиологическим развитием, обусловленным возрастом и характером общественных отношений при определяющей роли социально-педагогических факторов [3].

Преступность несовершеннолетних имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие [5].

Е.О. Марлухина в учебном пособии «Криминология» выделяет следующие основные причины преступности несовершеннолетних:

1) отрицательное влияние в семье. Типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются низкая культура, эгоистическо-потребительские установки, что определяет неправильную воспитательную позицию в отношении детей. Часто в таких семьях дети подвергаются насилию, жестокому обращению;

2) отсутствие у родителей возможности обеспечивать минимальные потребности детей. Тяжелое материальное положение, в котором по-прежнему находятся большинство граждан России, крайне отрицательно сказывается на воспитании детей. У подростков формируется убеждение (часто обоснованное) в невозможности обеспечить свои жизненные потребности, не нарушая закон;

3) отрицательное влияние в ближайшем окружении. Для большинства подростков с определенного возраста влияние сверстников и взрослых лиц в бытовом, учебном, трудовом окружении во многом вытесняет влияние родственников. Включаясь в формальные и неформальные группы и дорожа своим положением в группе, подростки впитывают установленные стандарты поведения и ценности. Огромное значение имеет феномен подражания, который во многом определяет поведение несовершеннолетних. В этих условиях велик риск “криминального заражения”;

4) подстрекательство со стороны взрослых преступников. К этому следует добавить значительную латентность такого подстрекательства, часто носящего косвенный характер (пропаганда преступного образа жизни, криминальных обычаев, культуры);

5) распространение в подростковой среде антиобщественных стандартов поведения и ценностей криминальной субкультуры. Общей выраженной чертой российского общества стала агрессивность [2, с.213].

В последнее десятилетие в России проблемы исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних вызывают повышенный интерес со стороны учёных, политиков, работников правоохранительных органов, представителей общественных организаций. В российской уголовно-исполнительной системе на 2014 год действовало 32 воспитательные колонии, в которых содержалось 1829 несовершеннолетних [8].

Сегодня большое внимание в пенитенциарной системе уделяется вопросам отбывания наказания несовершеннолетними, которые в силу возрастной и социальной незрелости составляют особую категорию осужденных. Подростковый период совпадает с активным физиологическим формированием организма, а это существенно влияет на формирование их характера, потребностей и поведения. Отсутствие социального опыта и навыков в разрешении жизненных и межличностных проблем делает их уязвимыми в сложных социально-психологических ситуациях [1, c. 24].

Проблема социальной работы с несовершеннолетними осужденными требует, прежде всего, тщательного изучения социальной среды, в которую попадают подростки, а именно воспитательную колонию.

С одной стороны, воспитательная колония открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному трудовому образу жизни в обществе. С другой стороны, уголовный мир, среда мест заключения – это особый мир со своими законами и правилами, обеспечивающими выживание тому, кто строго их придерживается. Наряду с правовыми и психологическими факторами социальной изоляции они влияют на возникновение разного рода девиаций в поведении осужденных [2, c. 215].

Деятельность социального работника, при поступлении несовершеннолетнего осужденного в колонию, направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям лишения свободы, осуществление социальной защиты осужденных в период отбывания наказания, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве после освобождения.

Социальная работа начинается с момента поступления осужденных в карантин и проводится непрерывно до освобождения. В карантинном отделении исправительного учреждения вновь прибывший осужденный находится 15 дней. Там проводится полная регистрация поступивших осужденных, социальная диагностика: выявляется образовательный, культурный уровень, устанавливаются связи с внешней средой, вскрываются другие социальные проблемы. Социальный работник выясняет характер отношений осужденных с родителями, обстановку в семье, направляет письма родственникам, разъясняя необходимость поддержки. Следует отметить, что большинство лиц, отбывающих наказание, педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные, озлобленные.[1]

В период пребывания вновь прибывших осужденных в карантинном отделении специалист по социальной работе совместно с осужденным разрабатывает план индивидуальной помощи со стороны, как самого социального работника, так и психолога, медиков, преподавателей и других сотрудников исправительного учреждения, а также самопомощи, активизации собственных усилий осужденного на решение выявленных проблем [5].

Важной необходимостью со стороны сотрудников воспитательной колонии является обеспечение успешности протекания процесса адаптации к условиям лишения свободы, что зависит от ряда факторов: понимание смысла и необходимости правоограничений, которым подросток подвергается; осознание серьезности своего нового положения; включение в деятельность для поиска путей, которые могли бы законным образом облегчить положение, влияния других осужденных.

Повышению эффективности социальной адаптации в среде несовершеннолетних осужденных способствует совместные действия администрации, психолога, социального и медицинского работников, инструктора по физической культуре, что позволят добиться гармоничного развития подростков.

При проведении социальной работы с данной категорией, следует большое внимание уделять вовлечению подростков в обучение. Важным моментом является организация обучения в школе, профессиональном училище, приобретение трудовых навыков на предприятии, для того, чтобы при освобождении каждый воспитанник имел специальность, востребованную на рынке труда в современных экономических условиях России.

У тех несовершеннолетних осужденных, которые имеют образование, важно развивать интерес к трудовой деятельности. Трудовая деятельность в исправительном учреждении организуется согласно трудовому законодательству для несовершеннолетних. В соответствии со ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. Все отработанное время включается в трудовой стаж. В связи с введением нового трудового кодекса Российской Федерации все осужденные по мере их зачисления в учебно-производственную мастерскую обеспечиваются трудовыми книжками.

Большое внимание необходимо уделять организации свободного времени осуждённых. Социальные работники совместно с учителями школы организуют многочисленные кружки художественной самодеятельности, технического творчества, хореографии, вокала. Немаловажное место в жизни осужденных занимает спорт. Дружеские встречи по волейболу, баскетболу, футболу имеют большое социальное значение для приучения ведения несовершеннолетними здорового образа жизни [5, c. 45].

Большое значение имеет для социальной подготовки воспитанников к освобождению применение такого поощрения, как право выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей и право посещения мероприятий и сотрудника исправительного учреждения. Свободное общение с родными в непринужденной обстановке является мощным положительным импульсом для воспитанника. В настоящий праздник превращается для воспитанников проведение родительской конференции - дня открытых дверей, выезды воспитанников за пределы колонии по итогам трудового соревнования.

В соответствии с Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнителыной системы (от 13 января 2006 г. № 2), подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении, начинается не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы. Она включает в себя проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, а так же позволяет выяснить имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе. Специалист по социальной работе разъясняет несовершеннолетнему осужденному целесообразность возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения. Занятия в школе подготовки осужденных к освобождению проводят: специалист по социальной работе, инспектор по трудовому и бытовому устройству, психологи, сотрудники спецотдела, оперативного отдела, бухгалтерии, учителя, приглашаются сотрудники центра занятости населения и Федеральной миграционной службы [5].

Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются к месту жительства родственников либо иных лиц, которым специалист по социальной работе сообщает о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагает прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, социальный работник совместно с администрацией колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью. В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо социального работника исправительного учреждения. Освобождение из ИУ лиц, отбывших наказание, включает в себя выдачу принадлежащих им вещей, ценностей, необходимой по сезону одежды при ее отсутствии; обеспечение бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда [2, c. 216].

Таким образом, проводимая в воспитательных колониях социальная работа, направлена на оказание социальной помощи, поддержки и защиты несовершеннолетним осужденным, с целью их исправления, ресоциализации и возвращения в общество полноценных граждан нашей страны.

Литература

1. Данилова С. О. Профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях: теоретический, правовой и организационный аспекты: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право / С. О. Данилова; науч. рук. В. Г.

2. Марлухина Е.О. Криминология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2007. – 372 с.

3. Муртазалиева Марина Магомедовна. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних детей: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Махачкала, 2005. - 175 с. РГБ ОД.

4. Полищук В.А., Янкович А.И. История социальной педагогики и социальной работы. Курс лекций / ТДПУ, Тернополь, 2009. - 256 c.

5. Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными в исправительных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/ (дата обращения: 22.04.2015)

6. Основные причины преступности несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ (дата обращения: 22.04.2015)

7. Фонд «В защиту прав заключенных» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zashita-zk.org/ (дата обращения: 22.04.2015)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: