Резюме: Намечая общие тенденции развития творческой педагогики, мы можем соотнести их с педагогическими проблемами и противоречиями театрально-сценического искусства

Во-первых, театральное искусство всегда регламентировано социумом по внешней форме организации и собственно лишено «социальной защищённости», обусловлено требованиями системы социально-культурного и образовательного распределения (социальный заказ). Эти требования связаны, прежде всего, с результативно зрелищной стороной театрально производственного процесса – постановка спектакля, репертуарный план и т.д.

Во-вторых, – регламентация проходит и по внутренней сути актерской профессии – потребность ускоренной самореализации «на результат» («увидеть себя на сцене»).

Поэтому становиться важным разумное устройство внешней организации учебно-развивающего процесса – сочетание «закрытого» студийного принципа с формами образовательной направленности и внешней, клубно-публицистической («социально-художественной» или «показательно демонстрационной»).

Внутренняя организация учебно-развивающего процесса может поддерживаться только процессами ориентировки, а не управления. Ориентация на внутреннюю установку самоорганизации каждого участника в творчестве. Бессмысленно снимать личностную установку на нарциссическую самопрезентацию, которая запрограммирована социумом на уровне подсознания. Это самоперепрограммирование может произойти только изнутри, как следствие переориентации на индивидуальное творчество самовыражения в условиях совместной деятельности. Если перефразировать эстетическую установку «искусство в себе, а не себя в искусстве» на художественно творческую – «творчество в себе, а не себя в творчестве». Интроспективная корреляция поисковой активности на основе ориентировки «творчество в себе» – «созидание ради созидания», связана с «диалогической» природой творчества (Выготский–Бахтин).

Диалогическая интериоризация в творчестве («внутри-для-другого») и является механизмом создания художественного образа, который имеет определённый смысл в обращении к «Другому». В процессе создания художественного образа происходят внутренние превращения и самого автора-творца – в «Другого», освобождённого от личностного удовлетворения в преуспевающей самопрезентации. Ориентировка на «творчество в себе» создаёт цепь бескорыстных реакций самовыражения «себя-как-Другого-для-Другого», что представляет собой структуру субъективно-творческой природы театральности.

Таким образом, антропологическая концепция театрально творческой педагогики направлена на развитие потенциально творческой заданности индивидуальной природы личности в художественной ориентации на общечеловеческие ценности. Развитие метода творческой педагогики направлено не на процессы формирования, а сосредотачивает своё внимание на воспитании способности самоорганизации относительно смысла человеческого существования. Что представляет значительное затруднение на уровне рационально рассудочного подхода, но возможно в атмосфере художественного творчества.

Разумеется, что изучение проблем творческой педагогики требуется производить в сравнительном соотношении с богатым опытом «театрально сценической педагогики». При необходимом условии, что этот опыт будет рассматриваться как единое динамическое целое, а не вырванный из процесса развития методический результат системы.

Учебно-исследовательские задания к дидактическому практикуму:

На основании структурных соотношений общих принципов театральной педагогики и содержательного объёма историко-теоретического материала сформировать базовые педагогические модели организации учебно-образовательного и творческого процесса по линиям: креативные способности; креативная личность; креативное развитие, воспитание, обучение; креативная деятельность; креативная среда; креативный процесс; креативный продукт.

Литература:

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актёра// В кн.: Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. Т. 6. – С. 319–328.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.

Гачева Л.В. «Воспитание» чувств (Ещё раз о взаимодействии психологии творчества и сценической педагогики)// Психология художественного творчества: Хрестоматия. – Мн., 1999, с. 614 – 625.

Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М., 1972.

Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. – СПб., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: