От трудов риторических» к «художеству сценическому»

Долгое время в системе общего образования школьный театр играет вспомогательную роль как дополнительная практическая дисциплина (упражнения) к предметам «Поэтика» и «Риторика. Но с того момента, когда школьная постановка из практического упражнения (экзерциции) в Риторике превращается в публичное зрелище – спектакль, «риторические фигуры» и «стилистические обороты» перестают быть исключительно сферой теоретического познания в искусстве красноречия. Риторика вышла за пределы своей узкой специализации «разговорного жанра».

Риторика (греч. rhetorike), как наука об ораторском искусстве, получило более широкое распространение и вообще оказала влияние не только на литературные и драматические формы искусства, но прямым образом отразилась в музыкально-теоретическом учение эпохи барокко, связанное со взглядом на музыку как прямую аналогию ораторской и поэтической речи (риторика музыкальная). Риторические конструкции («три средства возвышения стиля») формировали и пластическую культуру выражения, вырабатывая определенную «интонацию» жеста.

Еще античные трактаты по риторике брали за сравнение искусство исполнения живой ораторской прозы, получившей «художественную» (поэтическую) обработку, с искусством актера.

В риторских школах Древней Греции практические правила обучения красноречию создавались на основе грамматических и стилистических языковых и речевых форм. Чтобы построить ораторскую речь необходимо учитывать пять наиважнейших положений: 1) нахождение материала (замысел), 2) расположение (композиция), 3) словесное выражение (учение о 3-х стилях: высоком, среднем и низком и о 3-х средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), 4) запоминание (мнемотехника) и 5) произнесение.

Грекам принадлежит функциональное определение риторики: «красноречие есть работница убеждения». Исходя из этого, возникает следующая композиция убедительного ораторского выступления: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение.

Практическая школа риторики Горгия выработала метод преподавания, который состоял в изучении образцов, – каждый ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Она содействовала созданию правил о метафорах, фигурах, аллитерации, параллелизме частей фразы. Позднее Цицерон в своих трактатах с римской практичностью также призывал во всем подражать древним, утверждая, что главное – ясность и соответствие речи чувству и мысли, предупреждал, что не нужно нагромождать искусственные украшения, но при этом указывал и на поэтичность ораторского слова. В римских трактатах Цицерона и Квинтилиана обнаруживаются зачатки теории трех стилей: высокого, среднего и низкого, развитой в средние века и в эпоху Возрождения.

Аристотель в своей знаменитой «Риторике» дает научное обоснование риторическим правилам, которые прежде отличались чисто эмпирическими приемами. Он значительно расширил область риторики как возвышенного речевого «дара», сравнительно с обыденным в то время воззрением на нее. По утверждению Аристотеля риторика обнимает все сферы человеческой жизни; ею пользуются все на каждом шагу; она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности. Если человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Таким образом, риторика рассматривается как наука об универсальной речевой коммуникации человека.

Аристотель говорит не только о языковых средствах общения, но и ее психологических качествах (например, о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков). Труд Аристотеля не утратил своего значения и для нашего времени и оказал сильнейшее влияние на все последующее развитие европейской риторики.

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством создается наука о христианском ораторстве, достигающем блистательного развития в IV и V вв. В теоретическом смысле она почти ничего не прибавляет к тому, что выработано древностью. Но активно разрабатывает различные виды проповедей, например гомилетика (от греч. «беседую»), в которой толкуется Священное Писание, а также раздел пастырского богословия, в котором излагаются принципы проповедничества. А также такой распространенный в XIII в. жанр exemplar (образец), включающий в проповедь всевозможные примеры, иллюстрирующие тексты Писания.

После Аристотеля в развитии риторики возникло два направления: аттическое –точность выражения («убедительный» стиль); и азиатское – занимательность изложения («описательный» стиль). На Западе риторика непререкаемо держится наставлений Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана, при том, что наука превращается в «законодательный кодекс» – точность, лаконизм изложения, ясность мысли. В Византии приемы риторики ближе всего подходят к азиатскому направлению, выработавшему особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами, и в таком виде эта наука передается Древней Руси.

В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число ее памятников совершенно мало. Риторические панегирики (panegyrikos logos – похвальная публичная речь) – обычай произносить в торжественные и праздничные дни похвальные слова с целью поучения и назидания перешел и к нам, и получил значительное развитие в проповеди, а затем в литературе и даже поэзии XVII и XVIII вв. Проповеди Феофана Прокоповича представляют почти всегда панегирик Петру I, украшенный поэтическими метафорами и емкими сравнениями. Зависимость ученых и поэтов от милостей двора создает особый жанр придворной, панегирической литературы – ода (песня), торжественное, патетическое, прославляющее произведение, которым не гнушались Ломоносов, Державин. (И вообще, риторический пафос иногда чрезмерно преобладает в русской культуре.)

Систематическое преподавание Риторики в России начинается в юго-западных духовных школах с XVII в. по латинским учебникам. Первым серьезным русским трудом является «Риторика» Ломоносова, составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке. Ломоносов в своем «Рассуждении о пользе книг церковных» применяет к русскому языку западную теорию трех стилей.

В виду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, по светской риторике имеется чрезвычайно мало трудов, да и те не отличаются самостоятельностью (по замечанию А.К. Бороздина).

Русская школьная драма начала XVIII столетия выполняла функцию программы изучения и развития риторики на практике сценических постановок. Некоторые пьесы написанные в стихах содержат не типичные для этого рода литературы прозаические формы диалога, иногда нарушается композиционная структура школьной драмы, изменяется библейский сюжет, то вдруг, наоборот, возникают явные архаизмы – все это и многое другое говорит о том, что русская риторика трудами «художества» преуспевала в деле «витийства» (устаревшее или ироническое – искусность в красноречии).

Стилистические изменения школьной пьесы относительно традиции театра школа позволяет говорить о том, что русский школьный театр в своей сценической манере, не смотря на западно-риторическую ориентацию вырабатывает свой стиль риторики.

Известны три основных стиля западноевропейской классической риторики («выразительной»): указывающий – излагает факты, описывая события (повествование); рассуждающий – переубеждающий противоположную сторону в свою пользу (суд); судящий – принимает окончательное решение (итог).

Для русской школьной драмы, помимо данных риторических фигур, характерны стили риторического «изложения»: сравнительного описания – с одного переходит на другое («метафорический» – «с пятого на десятое»); обвинительно вопрошающий («отражающий») – перекладывает свои проблемы на противоположную сторону («А судьи кто?!»); уничижительный – снимает ответственность за свои поступки («взяты мы сироты»).

В целом, риторическая («ораторская») заданность школьной пьесы характеризуется – четкостью определенного замысла (однозначность), отсутствием психологизма (отвлеченность), иносказанием, литературной сконструированностью текста – традиционная композиция школьной драмы (антипролог, пролог и т.д.).

Риторическая заданность исполнения (подача текста и игры) закрепляется в практических упражнениях в красноречии – declamatio. Искусство художественного чтения стихов или прозы определяется как ритмизированная («риторическая») декламация с обязательными правилами акцентирования фразы, «дистанции» декламации, сценической визуализация смысла, патетической торжественности (проповедь, панегирик), экстатической аффектации. «Риторическая декламация» определяет и задает органику «риторического жеста».

Риторическая пластика (пластическая риторика) или «выразительность объемной формы» (скульптурность, статуарность) определяется линейно-кинетическим языком жестов (kinetikos – «приводящий в движение»), имеющим традицию обрядов и культовых ритуалов (иногда забытых).

Экспрессивно выразительная кинестезия (или ощущение физического движения тела) сценических постановок школьного театра строго подчинена «абстрактности». То есть жест не может быть эмоционально-бытовым, а соответственно он лишается обычной подвижности и ритма. «Очищенная» пластика жестикуляции должна быть в высшей степени символична, и исполняться с большой напряженностью и серьезностью. Жест, движение вообще, либо иллюстрируют смысл произносимого текста, либо представляют собой обозначение противоположного произносимому. Данная заданность формы сценической пластики «преемственно» передается театру классицизма.

Риторика искусства поведения (сценического «мастерства») – исполнительские средства оратора и актера подчиняются принципам ясности и выразительности. Мизансцены представления «идеи» фронтальные (frontal – лобовой), т.е. лицом к зрителю; жесты подчеркивают слова, но не то о чем они говорят; волевые телодвижения зависимы от произносимого текста. Ораторская (риторическая) манера исполнения должна быть «видима», наглядно-зрительна, пластически и статуарно выразительна.

В целом риторические фигуры («стиль») подчиняются трем принципам создания условно-знаковой (искусственной) модели: 1) функционально-конструктивному (доминирует в ораторском искусстве); 2) художественно-тектоническому («строительное искусство»); и 3) декоративно-символическому («атрибутивное украшательство», «аллегоризм»).

Резюме

Развитие школьной драмы осуществляется в выразительной традиции разговорных принципов «высокого штиля» (ораторское искусство) с описательными элементами «литературной» изобразительности (описательности), что создает свой особый стиль – художественно сценический.

Различие школ «западной» (латинской) и «восточной» (византийской) риторики, в соответствии с национальным своеобразием менталитета, создают разные школы драматургии и способов ее сценического осуществления. Для западноевропейского театра характерна дискурсивная манера (discursus – рассуждение, довод) рассудочной, понятийной, логической драматургии (от классицизма до аналитической драмы, включая и пьесы театра абсурда). Русский театр определяется природосообразным стилем «нутра» чувственного, стихийного, интуитивного, непосредственного темперамента.

Искусство декламации как выразительно художественного чтения подготовило весьма существенную базу обучения сценической речи, включая и постановку голоса (мелодекламация), и дикцию (правильное произношение и произнесение), и логику высказывания, и ее экспрессивную подачу.

Учебно-исследовательские задания к дидактическому практикуму:

– Чем определяются сходства и различия ораторского искусства и мастерства актера.

– Что в целом представляют собой понятия «риторическая фигура» и «стиль».

– Каким образом риторические нормативы определяют соотношение стиля и жанра в драматургии и в сценической постановке.

– Как риторика определяет и задает нормы сценической выразительности.

– Какое место занимает риторика в дисциплинах «сценическая речь», «художественная речь» и «культура речи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: