(общий обзор периода становления: начало XVIII столетия)
Школьный театр в российской образовательной системе представляет собой интегрированный автономный комплекс, включающий все его исторически сложившиеся свойства: дидактические (обучение), воспитательные, развивающие. Художественно-эстетическая и литературно-драматургическая направленность школьного театра определяется воздействием иезуитской модели, но и они изначально присутствуют в его полифункциональной природе.
Дидактические задачи школьного театра сочетались с общими задачами морального и идейного воспитания, которые ставила перед собой школа в целом. Театр показывал примеры благочестия и добродетельной жизни, примеры служения Богу, Родине, Государству. Его спектакли были своего рода «прикладами» (exempla), помогающими усвоить религиозные догматы и принципы. Демонстративно-живая наглядность и участие в самом процессе постановок активизировали процессы усвоения содержательного материала.
Школьный театр выполнял и рекреативную функцию (recreatio – восстановление или «услаждение»). Он значительно облегчал процесс обучения, вносил в него элемент игры, делал его более доступным и интересным. Вот что писал о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната Феофан Прокопович: комедии «услаждают молодых человек житие служителъное и заключению пленническому подобное».
|
|
Эстетическая функция школьного театра изначально отсутствовала как таковая. Доминанта дидактической функции зачастую подавляла эстетическую, но, безусловно, создавала особые условия для ее реализации. Художественное развитие не входило в задачи религиозно-нравственного воспитания по следующим причинам: авторитарное давление теологического догмата, текста исторического автора или произведения, а также духовного лица или выдающегося события общественной жизни, которое требовало немедленного отклика на сцене («на случай»). Но главное, что категория «эстетического» (aisthetikos – чувствующий, чувственный), как специфическое проявление отношений между человеком и миром, не входила в систему духовно педагогических ценностей театра школы.
Несмотря на это, театр, даже находясь в одном ряду с грамматическими и риторическими экзерцициями (exercitium – упражнение), стремился к идеалу совершенствования в своих произведениях, драматургических и сценических («риторические художества»). Эстетические требования со временем начинали преобладать в драматургии учителей риторики и поэтики, тем более, что им часто приходилось самим режиссировать свои литературные опусы на сцене. Дидактические задачи и мнемотехнические функции (от греч mneme – память и techne – искусство) подчинялись законам создания сценического, т.е. «художественного» образа и создавали не только своеобразную драматургию («школьную драму»), но и «школу актерского мастерства» – правила сценического поведения.
|
|
Российский Театр Школы начала XVIII века, в отличие от европейского, в том числе западнославянского, в меньшей мере был подвергнут «барочному» влиянию иезуитского театра, ориентированного на внешнюю зрелищность, а потому не обращался к европейскому классическому репертуару, в меньшей степени развивал комедию. Он медленнее секуляризировался, так называемые авантюрно-романные пьесы, начиная с «Комедии о блудном сыне» С. Полоцкого, носили «литургическое» начало духовного воспитания.
Политико-идеологическая функция не однократно акцентировалась на реформационных этапах исторического процесса. В своих пропагандистских целях его использовали конфессии (католики и протестанты), отдельные политические деятели (А.С. Матвеев) и государственная идеология (Петр I – Ф. Прокопович).
Религиозно-нравственный характер русской школьной драмы теснейшим образом был связан с событиями и интересами эпохи Петра I, исполняя роль художественно оформленной «устной газеты». На канве библейских сюжетов прославлялись реформы Петра Великого, но без лжепатриотического и публицистического подобострастия «лести идольской» (которой, кстати, Петр не принимал). Прологи-панегирики или похвальные публичные речи, обращенные к царю, – жанр придворного, а не школьного спектакля, но произносимые в «литургическом» контексте хвалебные оды напоминали личности царя о его высшем предназначении «помазанника божьего на земле». «Государевы младенцы» из стен православного монастыря устами церкви прославляли деяния Петровы, но и блюли его чистоту, попрекая в нарушении религиозных обрядов и осуждая за несоблюдение поста (в первой же пьесе академии – «Ужасная измена…», 1701 г.).
Традиционно главные аллегорические фигуры Мудрости, Ревности, Милосердия, Гордыни, Фортуны, Виктории и пр. отходят на второй план и становятся символическим фоном, призванным выделить нового героя – Правителя, монарха, императора, конкретного человека, облеченного абсолютной властью. Темы государственного долга, долга перед народом и славными предками приобретали торжественно патриотическое, гражданское звучание.
Эпоха требовала от театра общественно-политической значимости, чего не могли понять и принять немецкие «профессионалы» Кунст и Фюрст. По замечанию академика Н.С. Тихонравова для Петра Великого комедия должна была заменить «Ведомости», а сам театр должен служить Петру тем, чем была для него горячая искренняя проповедь Феофана Прокоповича, – он должен был разъяснять народу истинный смысл деяний Преобразователя.
Литературно-драматургическая функция школьного театра развивалась и переживала инерционные процессы в рамках поэтики риторическо-аллегорической схоластики. Но его открытая многофункциональная система живо реагировала на все изменения культурно-общественного устройства. Конъюнктурный характер (conjunctura от лат. conjungo – связываю, соединяю) мгновенных реакций «на случай», на временно создавшееся положение общественной жизни, давал возможность опередить время далеко вперед (как это было с театром Киевской академии).
Историческая драма могла появиться только в духовной среде, жизненно заинтересованной в современных событиях. И эта среда дала новую универсальную личность – Феофана Прокоповича (1681–1736), русского государственного и церковного деятеля, писателя, сподвижника Петра I, главы Ученой дружины. Выпускник Киево-Могилянской академии он, перейдя в католицизм, прослушал полный курс в прославленной тогда в Европе римской иезуитской коллегии Св. Афанасия. Пройдя увлечение западным латинизмом, а это было довольно распространенное явление по тем временам не только среди молодежи (Феофану было не многим 20 лет), он по возвращении в Киев (1704) снова обращается в православие и начинает преподавательскую деятельность в Киевской академии (философия, пиитика, риторика, богословие). В 1716 году он был вызван в Петербург.
|
|
Прокоповича отличает громадная начитанность в сочинениях философии и древне классической литературе, знание «Поэтики» Аристотеля, осведомленность во всех просвещенных европейских начинаниях Нового времени. Он создает для школьного театра «трагедокомедии» «Владимир» (1705) и «Слово о власти и чести царской» (1718), представляющие первоначальные образцы исторической драмы, которые никому из его ученых и школьных коллег не удалось воплотить. Школьные пьесы Московской академии 20-х и даже 40-х гг. отличаются еще большей архаичностью: параллелизм изображения аллегорических, античных и библейских персонажей, декламационность и статичность.
В трагедокомедии Ф. Прокоповича «Владимир» «вечная» и «вневременная» тема победы христианства над язычеством изображается в трех временных плоскостях: конкретно-историческое – Крещение Руси и личность равноапостольского князя Владимира, изображенная в качестве великого реформатора и просветителя; «языческое» – в лице жрецов как поборников суеверия и невежества; «современное» – как будущее России в горячей проповеди свершения петровских реформ и просвещения. Прокопович один из первых заговорил о Руси допетровской и о новой России, поднятую на недосягаемую высоту гением Петра, разделив ее существование на прошлое и будущее: «Что то была Россия прежде так не долгого времени. И что есть ныне?».
Поэтические принципы пьесы Ф. Прокоповича считаются «предвестником новой драматургии» – она, написанная по всем правилам пиитики, выступает против основного признака школьного театра, возникшего еще до средневековой драмы мистериального типа, – «украшательство» аллегоризмом и символизмом. Прокопович мотивирует «новую» поэтику драмы «правилами приличия», ибо, не подобает писателю-христианину обращаться к языческим божествам, называть языческими именами явления природы и, тем более, нравственные качества лиц драмы. Но тем, кто страстно желал и следовал этим правилам (например, более поздние пьесы Журовского, Хмарного), не удалось освободиться от схоластики и аллегорических приемов в изображении конкретных исторических лиц. Потому что «трагедийный ключ» Прокоповича был спрятан не в христианской, а в античной поэтике «подражания древним» – аристотелевский мимезис («подражание» действию и «правдоподобие» действия). Сосредоточенность действия, группировка событий вокруг одного лица, изначальное наличие драматической коллизии в положении главного героя – все это теснило поэтику школьного театра и приближало драматургию к «кодексу Буало» французского классицизма.
|
|
Резюме
Как бы Россия не сопротивлялась общеевропейским процессам секуляризации общественной или «светской» жизни, которая отделяла науку от теологии, искусство от творчества, высвобождая нравственность из сфер религиозных догматов и заповедей, «учения латинские» повлекли за собой процессы резкого «обмирщения» русского общества.
Потому автор знаменитого учебника арифметики Л.Ф. Магницкий (1669–1739), остро переживавший перипетии «переходного» времени, поделил человеческую деятельность на две сферы: «внутреннюю», связанную с религиозно-нравственным началом, и «внешнюю» – светскую, «общественно-полезную».
Русская культура всегда находится на грани этого разделения, пытаясь преодолеть внутренние конфликты разрывов. На переходном этапе двух культур русский школьный театр честно выполнил эту миссию, сохраняя двойственность «внутреннего» и «внешнего» делания.
В конечном итоге, методологические, концептуально-теоретические, учебно-развивающие, организационные и собственно творческие (созидательные) процессы были направлены на решение собственно театрально-сценических, художественно-эстетических задач воплощения и реализации полифункционального комплекса школьного театра.
Учебно-исследовательские задания к дидактическому практикуму:
– Дайте общую характеристику российского школьного театра периода становления.
– Рассмотрите полифункциональную природу школьного театра в структурном соотношении с его общей поэтикой.
– Каким образом в школьной драме проявляется принцип личностного универсализма, рассмотрите его в системе культурных взаимодействий (Матвеев – Грегори – Полоцкий – Прокопович).
– Как процессы десакрализации и секуляризации («обмирщения») отразились на поэтике школьного театра.