Сущность, цели и задачи бизнес-планирования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................. 4

РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ.......................................................................... 5

1.1. Сущность, цели и задачи бизнес-планирования............................................ 5

1.2. Функции и принципы бизнес-планирования................................................. 7

1.3. Этапы разработки бизнес плана....................................................................... 9

РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА....................................................................................................................... 15

2.1. Краткое содержание бизнес-плана................................................................. 15

2.2. Резюме............................................................................................................... 16

РАЗДЕЛ 3. ОТРАСЛЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО БИЗНЕС................................. 20

3.1. Общее описание компании............................................................................. 20

3.2. Анализ отрасли................................................................................................ 21

3.3. Продукция, работы, услуги............................................................................ 23

РАЗДЕЛ 4. АНАЛИЗ РЫНКА................................................................................ 26

4.1. Общее описание рынка и его целевых сегментов....................................... 26

4.2. Анализ конкурентов........................................................................................ 27

РАЗДЕЛ 5. ПЛАН МАРКЕТИНГА....................................................................... 30

5.1. Стратегия маркетинга..................................................................................... 30

5.2. Ценообразование............................................................................................. 32

5.3. Продвижение и сбыт....................................................................................... 35

РАЗДЕЛ 6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН....................................................... 40

6.1. Описание местоположения фирмы................................................................ 40

6.2. Производственный процесс и его обеспечение........................................... 41

РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН......................................................... 44

7.1. Организационная структура управления...................................................... 44

7.2. Кадровая политика и развитие персонала.................................................... 45

РАЗДЕЛ 8. РИСКИ И СТРАХОВАНИЕ............................................................... 48

8.1. Анализ рисков.................................................................................................. 48

8.2. Страхование рисков........................................................................................ 50

РАЗДЕЛ 9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.................................................................. 52

9.1. План прибылей и убытков.............................................................................. 52

9.2. План движения денежных средств................................................................ 54

9.3. Балансовый план.............................................................................................. 55

РАЗДЕЛ 10. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЕКТА.................................................................................................. 59

10.1. Показатели экономической эффективности бизнес-плана предприятия 59

10.2. Методы оценки эффективности бизнес-проекта........................................ 60

10.3. Реализация и оценка выполнения бизнес-плана........................................ 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................... 72

ГЛОССАРИЙ............................................................................................................. 73

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................................................. 77

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................ 78


ВВЕДЕНИЕ

Управляя развитием бизнеса в условиях рынка, нельзя полагаться на волю случая. Без качественного планирования невозможно достижение предприятием успеха. Более того, отсутствие хорошего планирования ведет предприятие к значительным экономическим потерям и утрате финансовой стабильности. Многолетний опыт зарубежных и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности, сведение его к минимуму или некомпетентное осуществление часто приводит к большим, ничем не оправданным потерям и в конечном счете к ликвидации бизнеса.

В рыночной экономике бизнес-план для предприятий является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело.

Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия, в котором наверняка обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.

Бизнес-планирование – это именно то, с чего следует начинать любой бизнес-проект, нацеленный на успех. Этот процесс предполагает построение плана действий, определение шагов, которые ведут предприятие к намеченной цели.

Эффективный бизнес-план позволяет:

- определить конкретные направления деятельности, целевые рынки и место предприятия на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели, стратегию и тактику их достижения;

- выбрать состав и определить показатели товаров/услуг, которые будут предложены потребителям;

- выявить соответствие кадрового потенциала организации поставленным задачам и целям;

- создать предпосылки для более рационального распределения ресурсов;

- предусмотреть трудности и препятствия, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

 

РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1. Сущность, цели и задачи бизнес-планирования

Любая компания, начиная свою деятельность, должна представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, источники их получения, а также степень эффективности использования имеющихся средств. В современной экономической ситуации предприниматель не сможет добиться долгосрочных положительных результатов, если не будет планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует. В нем описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.

Бизнес-план важен как для вновь создаваемой компании, так и для существующей фирмы. На действующем предприятии бизнес-планирование всегда направлено на повышение эффективности деятельности компании. В одном случае, когда компания оказалась в трудном положении, бизнес-план разрабатывается для того, чтобы спасти её, предупредить банкротство. Для успешной компании бизнес-план составляется для того, чтобы закрепить успех, подняться на более высокую ступень развития, обеспечить лучшее будущее.

Составлению бизнес-плана предшествует определение целей бизнеса в целом и бизнес-плана в отдельности.

Цель бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и спланировать её деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению. Цель реализуется путем решения ряда задач [6].

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

- определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

- выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

- обеспечить жизнеспособность фирмы в условиях жесткой конкуренции;

- добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

- оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;

- предусмотреть трудности и подводные камни, которые могут помешать выполнению бизнес-плана [10].

Хорошо разработанный бизнес-план позволяет привлечь внимание инвестора (кредитора) и вызвать у него интерес к бизнесу путем сообщения ему необходимой информации, убедить инвестора в том, что предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.

Бизнес-план, описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос, стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты.

Итак, бизнес-план – это:

- краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса;

- рабочий инструмент предпринимателя для организации его работы, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения;

- документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия и определяющий степень его жизнеспособности и будущей устойчивости;

- результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в виде системы количественных и качественных показателей развития;

- система доказательств, убеждающая инвестора в выгодности проекта;

- прогноз, оценка и мера предупреждения рисков предпринимательской деятельности;

- развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и её рабочую среду, и получение ценного опыта планирования.

В условиях жесткой рыночной конкуренции предприятию необходимо четко осознавать свою стратегию существования и развития. Нужно уметь быстро и правильно реагировать на меняющиеся условия, которые происходят внутри предприятия и во внешней среде. Для этого служит бизнес-планирование на предприятии, которое проводится с учётом всех факторов, влияющих на работу фирмы.

 

1.2. Функции и принципы бизнес-планирования

Бизнес-планирование как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

- инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

- прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов;

- оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

- координация и интеграция – учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

- безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

- упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

- контроль –оперативное отслеживание выполнения плана, выявление ошибок и его корректировка;

- воспитание и обучение –воздействие образцовых, рационально спланированных действий на поведение работников и обучение их, в том числе и на ошибках;

- документирование – представление действий в документальной форме, что является доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

Любой из этих функций было бы достаточно для выбора бизнес-плана как инструмента при организации и развитии бизнеса [17].

Основные функции планирования представлены на рис. 1.

  Планирование  
           
               
Обоснованное определение и поддержание необходимых пропорций развития фирмы   Приведение в относительное соответствие намерений фирмы и её возможностей в обеспечении рынка товаром   Удовлетворение спроса потребителей в соответствующих товарах и получение максимальной прибыли
               

Рис. 1. Основные функции планирования

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основные принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (табл. 1).

Таблица 1 Основные принципы планирования [12]
№ п/п Принципы планирования Содержание
     
  Необходимость Предполагает, что: 1) обязательное применение планов в любой сфере деятельности обусловливает рациональное поведение людей; 2) каждый должен знать, чего хочет и что может
  Непрерывность Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно и включает: 1) последовательную разработку новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; 2) скользящее планирование, то есть по истечении части планового периода должен составляться обновленный план, с расширенным горизонтом планирования, а на оставшийся период план должен уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы
  Эластичность и гибкость Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям должны осуществляться путем: 1) введения плановых резервов по основным показателям; 2) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; 3) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды
  Единство и полнота (системность) Системность достигается тремя способами: 1) выработкой общей (единой) экономической цели и ориентаций на её достижение всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования; 2) объединением планов структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) в общий, сводный план социально-экономического развития фирмы; 3) учетом в плане всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений
  Точность и детализация Предполагает, что: 1) любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели; 2) по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования уменьшается вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы
  Экономичность Предполагает, что: 1) расходы на планирование должны соразмеряться с получаемыми от него выгодами; 2) вклад планирования в эффективность состоит в улучшении качества принимаемых решений
  Оптимальность Предполагает, что: 1) на всех этапах планирования должны выбираться наиболее эффективные варианты решений; 2) при планировании необходимо стремиться к максимизации результативных показателей фирмы и минимизации затратных
  Участие персонала Предполагает, что: 1) активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию; 2) планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других
  Социальная ориентация Направлена на: 1) социальное развитие коллектива; 2) обеспечение экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции/услуг
  Стабильность Неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты.
  Вариантность Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др.

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой, определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др. [12].

1.3. Этапы разработки бизнес плана

Независимо от сферы деятельности и особенностей компании можно выделить несколько ключевых этапов, которые необходимо последовательно пройти при его разработке[12].

Определение целей разработки бизнес-плана. Цели определяются перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели организации могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.

Определяя внутренние и внешние проблемы бизнес-планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения. Например, внешние цели (привлечение инвесторов) могут быть быстрее достигнуты, если предложить коммерческим банкам стать не только кредиторами, но и полноправными участниками предпринимательского проекта.

Во-первых, это привлечет к проекту дополнительное внимание. Для российских коммерческих банков более привлекательным представляется не простое выделение кредитов под бизнес-план, а сочетание кредита с непосредственным участием в его осуществлении: совместная деятельность, долевое участие в акционерном капитале, распределение прибыли и т. д. Если данные моменты будут выделены в бизнес-плане, это поможет легче получить необходимые финансовые ресурсы.

Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний, как правило, обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. В своих инвестиционных управлениях коммерческие банки, учитывая отсутствие нужного опыта и знаний у российских предпринимателей, создают специальные подразделения, эксперты которых помогают разобраться в сложных проблемах оценки будущих перспектив бизнеса. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата.

Определение целевых читателей бизнес-плана: будут ли это только внутренние участники организации (что маловероятно) или также внешние лица, которых компания хотела бы видеть своими инвесторами, будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты.

Венчурные, или рисковые, капиталисты – это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также в области финансирования отдельных рисковых подразделений – видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию. Венчурные капиталисты участвуют в финансировании бизнеса через систему долговых расписок, приобретение акций и других ценных бумаг фирмы, нуждающейся в финансировании. Цель деятельности венчурного капитала – вложение средств в рискованные предприятия для получения высокой прибыли.

Разработка общей структуры бизнес-плана. Структура создаваемого документа, то есть состав и логическая последовательность разделов бизнес-плана, его объём, зависит от сферы деятельности, к которой относится бизнес, от размера данного бизнеса, от суммы инвестиций, необходимых для его организации, от объёма и ассортимента будущего продукта. Соответствующие его разделы отражают сведения о продукции, её качестве, уровне цен, рынках сбыта, о результатах маркетинговых исследований, о конкурентоспособности продукции и финансовых результатов от её продажи.

Сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знают внутреннюю среду организации (это могут быть работники организации). Однако следует учесть, что собранная информация во многом будет субъективной, поэтому желательно привлечь также внешних консультантов для её анализа и корректировки в соответствии с изменениями во внешней среде (в сфере финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка). Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе, специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Лучше потратить некоторые средства на исследования и уточнение информации, чем потом нести несравнимые с этими затратами убытки.

Перед сбором информации, полезно составить вопросник, в который включить существенные вопросы по каждому из разделов бизнес-плана.

Написание бизнес-плана. Важное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществить её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.

Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то причинами этого могут быть:

- неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений её деятельности, а возможно, и будущего запланированного проекта;

- незнание основ планирования, что негативно скажется на деятельности организации (планирование – это неотъемлемый компонент управленческой деятельности);

- неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстри-ровать преимущества своего проекта будущим инвесторам, в результате чего предприниматель может потерять доверие инвесторам, несовершенный, не совсем удачный, но составленный самостоятельно бизнес-план можно исправить, а вот потерянное доверие восстановить гораздо сложнее.

Отправная точка, с которой начинается каждое новое предприятие - это бизнес-идея, закладываемая в его основу. В повседневной практике идея отражает общее представление о чем-либо. Бизнес-идея – это концепция бизнеса, которая связана с пониманием его ценности, предлагаемой потребителю.

Поиск новой бизнес-идеи и её реализация относится к числу самых сложных задач нового бизнеса. Как правило, инновационные бизнес-идеи являются результатом творческой деятельности, которая порождает нечто качественно новое. Причем в качестве инноваций может выступать все что угодно – от нового продукта до новой системы управления бизнесом. При разработке новых продуктов (услуг) акцент должен быть сделан на увеличении выгоды потребителя. Инновации в бизнесе должны прежде всего сопровождаться сокращением затрат, тогда эта выгода может быть частично передана потребителю в виде снижения цен.

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономической идеи до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 2.

Рис. 2. Процесс бизнес-планирования

Бизнес план призван [12]:

- стать главным документом для нового предприятия, так как он показывает, какими методами и средствами руководитель собирается достичь своих целей, является пошаговым дневником в организации нового дела;

- ознакомить партнёров, компаньонов или уже имеющихся сотрудников с некоторыми особенностями проекта. Это поможет им увидеть в руководителе не просто начальника, а своего коллегу;

- привлечь потенциальных инвесторов (кредиторов). Именно на основе разработанного бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании бизнеса;

- показать емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта;

- оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать эту продукцию (услуги), чтобы определить потенциальную прибыльность дела;

- обнаружить все возможные подводные камни, подстерегающие новое дело в период его реализации;

- определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел и осуществлять управление;

- повысить доверие и уважение не только со стороны коллег, но и со стороны инвесторов.

Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно разрабатывается на перспективу и составлять его следует примерно один раз в 3-5 лет, при этом для первого года основные показатели следует указывать поквартально, для последующих лет – в целом за год. В любом случае завершение срока планирования должно совпадать со сроком погашения кредита независимо от даты начала проекта. Выбирая вид бизнес-плана, следует иметь в виду, что планирование на более длительный срок носит более формальный характер и должно основываться на подробных исследованиях в краткосрочном периоде и долгосрочных тенденциях и перспективах.

Бизнес-план должен быть подготовлен с учётом следующих рекомендаций [5]:

- краткость – изложение самого главного по каждому разделу бизнес-плана;

- доступность изложения и понимания – бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей;

- не перегруженность техническими подробностями;

- убедительность, лаконичность, которые должны пробуждать интерес у партнёра;

- соответствие определенным стандартам – бизнес-план должен быть удобен для чтения и понятпен с точки зрения методики его составления;

- гибкость – бизнес-план составляется, как правило, на несколько лет вперед, а затем может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие цели и задачи позволяет решать бизнес-план?

2. Назовите основные требования, предъявляемые к структуре бизнес-плана.

3. Каким требованиям должен отвечать профессионально подготовлен-ный бизнес-план?

4. Какова последовательность работ в процессе разработки бизнес плана?

5. Какие методы используют для получения аналитической информации?

6. Какие стадии процесса бизнес-планирования можно выделить?

7. Назовите основные функции бизнес-планирования.

8. Какие основные стадии процесса бизнес-планирования можно выде-лить?

9. В чем суть бизнес-идеи?

10. Каково ваше отношение к такому источнику получения новых бизнес-идей, как анализ и оценка продукции (услуг) конкурентов?

 

РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

2.1. Краткое содержание бизнес-плана

Структура и содержание бизнес-плана должны отражать организационные, экономические, юридические и другие вопросы, связанные с реализацией проекта. Не существует жесткой структуры плана. В зависимости от цели составления разделы бизнес–плана могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Как правило, в разделах раскрывается основная идея и цель бизнеса, специфика вида деятельности, характеристика продукта, оценка рынка, стратегия поведения фирмы, перспективы создаваемого предприятия. Естественно, чем крупнее фирма, тем сложнее её функциональная деятельность, тем полнее разработка разделов плана, у небольшого предприятия бизнес–план проще по составу и структуре. Для небольших фирм обычно составляют план, состоящий из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчёты и обоснования. Такая упрощенная структура вызвана тем, что бизнес-план адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнёрском участии или с просьбой о кредитах.

Следует отметить, что структура, содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется поставленными в нём целями и задачами, его временным и пространственным масштабом. Составление бизнес-плана, например, для сферы услуг имеет свою специфику в отличие от бизнес-плана в торговле, но его структура не будет существенно отличаться, за исключением некоторых дополнений, например, планирование использования мощностей (вместимости торгового павильона, зрительного зала, гостиницы, стадиона), оборудования (прачечной, химчистки), выпуск продукции/оказание услуги (переплетной мастерской, изготовления визитных карточек, буклетов) и т.п.

Бизнес-план не имеет строгой регламентации и по объёму информации. Многие предприниматели, не умея излагать главное, пишут слишком большие (до 200 страниц) бизнес-планы, изобилующие излишними деталями. В результате такие бизнес-планы менее эффективны, чем могли бы быть. Во-первых, излишняя объёмность бизнес-плана затрудняет понимание сути излагаемых в нем идей, а во-вторых, данный бизнес-план вряд ли будут внимательно читать. Оптимальный размер бизнес-плана вместе с расчётной документацией должен не превышать 50 страниц. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объём их бизнес-планов значительнее.

Оформление и стиль не менее важны для восприятия бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у заинтересованных сторон.

Структура бизнес-плана предприятия включает в себя следующие разделы.

Резюме

Краткое содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: