double arrow

Общая и моторная плотность урока

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плот­ность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации рабо­ты в подготовительной, основной и заключительной частях уро­ка. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принима­ется за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигатель­ную) плотность урока.

Общая плотность урока — это отношение педагогически оп­равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи­тельности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие мероприятия:

1) организация учащихся, проверка домашнего задания, постановка учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекция (исправле­ние ошибок), помощь, страховка;

5) подготовка и уборка снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) мотивацию учащихся;

8) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

9) педагогический контроль;

10) подведение итогов, выполнение упражнений на расслаб­ление, постановку домашних заданий;

11) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уро­ке t. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кро­ме времени на неоправданные ожидания и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока t о6щ:

ОП = tад х 100%

tобщ

Общая плотность урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности уро­ка приводят следующие причины:

1) неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожида­ние очереди перед выполнением упражнений);

2) неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

3) излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

4) неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к много­кратному повторению команд и распоряжений, замечаний учени­кам, повторений объяснения.

Моторная плотность урока — это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащих­ся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время вы­полнения физических упражнений t фу умножить на 100% и разде­лить на общее время урока t общ:

МП = t фу х 100%

t общ

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавате­ля, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежны­ми заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока бу­дет равна:

МП=25 мин х 100% / 40 мин = 62,5%.

Показатели моторной плотнос­ти зависят от типа урока. На уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний моторная плотность может находиться на уровне 50%, т.к. много времени затрачивается на объяснение, показ изучаемого двигательного действия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: