Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.
Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.
Общая плотность урока — это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.
Общая плотность урока включает в себя следующие мероприятия:
1) организация учащихся, проверка домашнего задания, постановка учебных задач;
2) сообщение и закрепление теоретических сведений;
3) проведение общеразвивающих упражнений;
4) инструктирование, регулирование, коррекция (исправление ошибок), помощь, страховка;
5) подготовка и уборка снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;
6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;
7) мотивацию учащихся;
8) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;
9) педагогический контроль;
10) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;
11) воспитательную работу на уроке.
Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке t. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидания и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока t о6щ:
ОП = tад х 100%
tобщ
Общая плотность урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:
1) неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);
2) неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;
3) излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;
4) неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к многократному повторению команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения.
Моторная плотность урока — это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.
Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений t фу умножить на 100% и разделить на общее время урока t общ:
МП = t фу х 100%
t общ
Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:
МП=25 мин х 100% / 40 мин = 62,5%.
Показатели моторной плотности зависят от типа урока. На уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний моторная плотность может находиться на уровне 50%, т.к. много времени затрачивается на объяснение, показ изучаемого двигательного действия.