Прочитайте текст учебника (География России. Учебник 8-9 класса общеобразовательных учреждений / под редакцией А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2001. С. 209–213).
Ответьте на вопросы, выполните задания.
1. Какими биологическими ресурсами обладают северные моря? Сравните природные условия и биологическую продуктивность морей. Заполните таблицу:
Название моря | Особенности климатических условий | Видовой состав животного мира |
2. Можно ли увеличить биологическую продуктивность морей Севера? Что предлагают в этом отношении учёные? Что такое «морские породы»?
3. «…Одно живое существо зависит от другого. Большие пожирают малых…». Составьте цепи питания, включающие растения и животных северных морей.
4. Какие экологические проблемы возникают в связи с хозяйственной деятельностью человека в северных морях и по их побережью? Укажите возможные пути их решения.
5. Составьте меню комплексного обеда из морепродуктов для туристов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Что понимают под интеграцией в образовательном процессе? Для чего необходима интеграция?
2. Правомерно ли говорить о технологиях интеграции? Обоснуйте свою точку зрения?
3. Как соотносятся понятия «технологии интеграции» и «средства интеграции»?
4. В каком случае учебное занятие является средством интеграции и технологией интеграции?
5. Какие из вышеизложенных технологий интеграции вы встречали в практике образовательных учреждений? Дайте оценку их использования?
6. В чем отличие проблемно-тематического дня от других технологий, рассмотренных в этой главе?
7. Какие условия необходимо создать, чтобы успешно провести проблемно-тематический день?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Базовый уровень
1. Используя краткую характеристику технологий, представленных в разделе 3 данной главы, составьте следующую таблицу:
Название технологии интеграции | Основные идеи | Способы интеграции |
2. Используя примеры, предложенные в тексте данной главы, составьте тематику проблемно-тематических дней.
3. Изучите конспект приведенного в тексте интегрированного урока. Приведите доказательства, что это действительно интегрированный урок.
Повышенный уровень
1. Разработайте вариант структуры проблемно-тематического дня.
2. Изучите конспект приведенного в тексте интегрированного урока. Покажите, как в нем обеспечивается достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
3. Разработайте свой вариант технологии интеграции в образовательном процессе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Байбородова, Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников [Текст]: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. – С. 95-132, 210-280.
2. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования [Текст]. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. – 440 с.
3. Золотарева, А.В., Паладьев, С.Л. Технологии интеграции общего и дополнительного образования детей [Текст] // Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов: Материалы всероссийской научно-практической заочной конференции. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – С. 49–61.
4. Интеграция дополнительного и других сфер образования [Текст]: монография / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – 197 с.