Сегунат

Государственный аппарат сёгуната представляет большой интерес потому, что сёгунами Токугава был завершен процесс складывания принципиально нового для Японии типа государственного устройства. В связи с этим был необходим и новый государственный аппарат, способный эффективно работать в условиях объединенного государства с многочисленным населением и сильной оппозицией, и выполнять цели и задачи, стоящие перед новыми правителями Японии: подавление оппозиции, тотальный контроль за всеми слоями населения, наблюдение за крупными феодалами, контроль за выполнением постановлений правительства.

В 1185 году власть перешла в руки Минамото и с этих пор он носил звание Сегун (военно-феодальный правитель). Опору сегуна составило сословие буси. Сегунат являлся политической формой диктатуры феодалов7. Феодальные князья нуждались в сильной власти для подавления крестьянских движений, а в позднее средневековье и для борьбы с нарождавшейся буржуазией. В то же время сегунат, обычно возглавляемый представителем крупнейшего феодального дома (Минамото, Асикага, Токугава), осуществлял контроль над другими княжествами в силу своего экономического превосходства над ними. При сегунате административный аппарат находился в руках военного сословия (буси), не существовало разделения между законодательной и исполнительной властью, между административными и военными органами.

Правительство пыталось контролировать воинское сословие не только путем издания законов и кодексов поведения, но и, внедряя в сознание воинов, через этические нормы, представления о том, что высшей доблестью воина является преданное служение своему господину. Так как сёгун был господином большей части даймё Японии, то распространению этих норм придавалось очень большое значение. Постепенно эти нормы сложились в морально-этический кодекс бусидо. Кодекс бусидо являлся неписаным, но каждый воин был обязан неукоснительно ему следовать. Сохранилось несколько интерпретаций этого кодекса, сделанных известными воинами Ямамото Цунетомо - «Хагакурё» («Сокрытое в листве») - в 1717 году, и Миямото Мусаси - «Го Рин Но Сё» («Книга пяти колец») - в 1645 году. Эти трактаты, при всем различии, отражают основные положения этического кодекса: путь воина - это путь смерти, и высшая добродетель - преданное служение своему хозяину и выполнение сыновнего долга перед родителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: