В ходе обработки результатов необходимо получить показатель уровня выраженности рефлексивности мышления, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решения анаграммы.
Для получения показателя уровня выраженности рефлексивности мышления за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляется за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы (см. ключ к решению анаграммы). Показатель уровня выраженности рефлексивности мышления определяется путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.
Ключ
Номер анаграммы | Порядок перестановки букв |
1 - 5 | 2 1 4 3 |
6 - 10 | 2 1 4 3 6 5 |
11 - 15 | 2 1 4 3 6 5 8 7 |
Уровни выраженности рефлексивности мышления: 0 – 0,3 – низкий; 0,31 – 0,7 – средний; 0,71 – 1,0 – высокий.
Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм.
Показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.
|
|
При анализе результатов в первую очередь важно определить стратегию решения испытуемым анаграмм, выяснить, как протекал у него мыслительный процесс.
Стратегия решения может быть:
· хаотической, при которой поиск решения отличается бессистемностью сопровождается выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; создаваемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;
· формально-алгоритмической, для которой характерен последо-вательный перебор возможных вариантов решения с отдельными возвра-тами к ранее рассматривавшимся; при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане, а регулирование в смысловом аспек-те – явно недостаточно;
· содержательно-адаптивной, представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым признакам; преобладаю-щим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно – личностном и рефлексивном;
· свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.
Рефлексивность мышления позволяет в ходе решения задач выра-ботать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, которое обнаруживается при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие.
Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития особенностей мышления, например рефлексивности, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Рефлексивность выполняет функцию контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В данном исследовании о высоком уровне выраженности рефлексивности мышления свидетельствует показатель ранга не ниже 12 - 13.
|
|