Второе пришествие

Рассмотрим «второе пришествие», а именно начало 90-х годов двадцатого века.
С.А.Дзюба, доктор физико-математических наук в своем интервью «Независимой газете» говорит следующее:

«Причиной существования криминальной субкультуры в сегодняшнем обществе является отсутствие в нем духовного, нравственного стержня.»

Более конкретно, можно выделить следующие пункты:

· общесоциальных: разрушение общенациональной культуры в результате происшедших революции и эпохи тоталитаризма и как следствие кризис духовных ценностей, поиск новых идеалов, возникновение многочисленных неформальных объединений молодежи и приобщение молодежи к дворовой субкультуре, от которой один шаг до криминальной;

· экономических: экономические неурядицы, наличие теневой экономики, которые породили новые вилы преступлений (экономические преступления). Некоторые исследователи считают, что под влиянием экономического фактора появились такие подвиды криминальной субкультуры, как субкультура рэкетиров, захватчиков заложников, кланов наркобизнеса, бизнеса на проститутках, скотокрадов и т. п.

· социально-культурных: нарастание алкоголизации населения привело к «засилию» традиций алкогольных застолий со своими традициями и атрибутами. Все они перешли в вульгарные преступные группы несовершеннолетних и молодых правонарушителей, склонных к алкоголизации.

В преступной субкультуре отчетливо прослеживается:

· резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и криминальное содержание субкультуры;

· внутренняя связь с уголовными традициями;

· скрытность от непосвященных;

· наличие целого набора строго регламентированных в групповом сознании атрибутов;

· отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;

· нечестность и двуличное отношение к «чужим»;

· паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними;

· обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;

· неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;

· поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;

· поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.

Система различия(«кто есть кто?»):

· татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражается опыт человека в криминальной среде, степень его авторитета, притязания и ожидания;

· клички по степени благозвучности, возвышенности, которых можно судить о положении личности в криминальном сообществе;

· система вещественных атрибутов, к которым относятся носимая одежда и обувь, личные вещи, пища и тому подобное.

· размещение человека в пространстве (по спальным местам и так далее).

Характерные черты:

1. Наличие в учреждении (населенном пункте, микрорайоне) враждующих между собой группировок и конфликтов между ними.

2. Жесткая групповая стратификация с делением людей на «чужих» и «своих», а «своих» на касты.

3. Наличие многообразных привилегий для «элиты» и различных табу.

4. Распространенность ритуалов «прописки» новичков.

5. Факт появления «отверженных» («неприкасаемых»).

6. Клеймение вещей и предметов, которыми должны пользоваться только «неприкасаемые».

7. Подверженность «низов» поборам и вымогательству.

8. Распространенность специальных способов снижения статуса: мужеложство, «вафлерства», «парафина», стирки носков и др.

9. Распространенность симуляции болезней и членовредительства среди «низов».

10. Групповые нарушения режима учреждения и групповые неповиновения

11. Уклонение «авторитетов» от работ

12. Распространенность азартных игр

13. Распространенность тюремных способов проведения досуга, тюремной лирики и тюремных поделок.

Все вышеперечисленное находит отражение в криминальной идеологии — своеобразной философии уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину за содеянное, снимает психологические и нравственные барьеры, которые человеку надо преодолеть, чтобы пойти на преступление. Именно она приводит в действие различные механизмы самооправдания.

Молодежная культура больше других подвержена пагубному, развращающему влиянию криминальной субкультуры. Большинство исследователей отмечает, что проникновение различных элементов криминальной субкультуры приводит все к большей и большей криминализации общества и, что самое страшное, в первую очередь, молодежи.

Криминальная субкультура провоцирует развитие в обществе антигуманных взглядов, культ насилия, жестокость, героизацию преступников, романтизацию преступной деятельности.

В конечном итоге, все это выливается в негативное отношение к закону, правовой нигилизм, чувство безнаказанности и, соответственно, криминализацию общества, и совершение преступлений.

Социальный вред данного вида субкультуры заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, экономической, национальной оппозиции в криминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом воспроизводства преступности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: