Ситуации

1. Учитель едет в автобусе и видит: подросток, раздраженный грубым тоном стоящей рядом пожилой женщины, требующей уступить ей место, не соглашается это сделать и показывает на свободные места, которые расположены дальше от двери.

2. Мальчики в VI классе наотрез отказываются готовить поздравление девочкам к Дню 8 Марта, объясняя свое нежелание тем, что девочки не поздравили их с Днем Советской Армии.

3. Способный ученик не хочет затруднять себя, выполняя учебные задания с прохладцей, уверенный, что его работы буду! не хуже, чем у других.

4. Объявлен конкурс на лучший рисунок. Девочка принесла самостоятельно выполненную работу. Учитель видит, что работа слабая, но, несмотря на это, девочке она нравится.

5. Мальчик, успешно занимающийся после школы в одном из кружков Дома пионеров и школьников, отказывается применить свои способности на пользу классу, объясняя это своей большой занятостью.

6. После скучного урока, спеша выбежать в коридор, дежурные быстро выполнили обычные обязанности по подготовке класса к следующему уроку и собираются уйти, не спросив учителя. нужно ли помочь ему, и поэтому не зная, что он один не справится.

7. Учитель видит, что один из учеников демонстративно не работает на его уроке.

8. Молодой учитель видит, что класс не любит его учебный предмет и плохо работает на уроках.

Задача 22.

Прочитайте приведенные ниже зарисовки из школьной жизни. В каждом эпизоде дан один из успешных вариантов поведения педагога. Проанализируйте каждую ситуацию и, учитывая знания психологических особенностей подросткового возраста, дайте
ответы на вопросы:

1. У меня в классе был очень симпатичный, но очень трудный мальчик. Учителя никак не могли заставить его постричься. Я подошла к нему и сделала по поводу его красивых волос комплимент, но заметила, что он был бы гораздо привлекательнее, если
бы немножко постриг их. Он сначала не согласился, но я его убедила, обрисовав прическу, которая ему бы подошла. На следующий день он пришел с аккуратной прической, сообщив мне, между прочим, что постригался в салоне.

2. Одна девочка в VII классе отличалась от других тем, что совсем не занималась своей внешностью, ходила растрепанной и неопрятной. Я не знала, какое у нее положение в семье и, боялась ее травмировать своими замечаниями. На уроке труда мы проходили тему «Моделирование и конструирование одежды», и я решила дать именно этой девочке задание подготовить выступление на тему «О культуре одежды». Естественно, что, говоря о таких вещах, девочке просто необходимо было выглядеть должным образом. Так оно и получилось.

3. В начале урока прохожу по классу, проверяя наличие инструментов у учащихся. Сразу замечаю девочку, усердно рассматривающую свои руки. На прошлом занятии Лена также была без инструментов. Не стала выяснять причину при всем классе.

– Все открывают тетради и учебники. Лена сегодня будет работать у доски. Прослушайте задание...

После урока оставляю Лену. Она обещает, что теперь уже забывать инструменты не будет. В следующей раз Лена могла поделиться с товарищем вторым циркулем, взятым на всякий случай.

4. Когда мы проходили педагогическую практику в школе, то заметили, что ребята V класса странно возбуждены. Они бегают, прячутся по углам, мальчики ведут себя очень победно, девочки стеснительно хихикают, а учителя гневно рвут что-то на клочки.

Через некоторое время мы узнали, что мальчики этого класса перерисовывают из зарубежных журналов, календарей и карт неприличные картинки, с которыми бегают по коридорам, и это вызвало в школе такой ажиотаж. Учителя ругаются, вызывают нарушителей на беседы, наказывают, но маленькие хулиганы хитры и изворотливы, их редко удается поймать, а крамольные картинки порхают по школьным коридорам и расходятся по рукам. Случайно одна попала к нам в руки. Мальчики ожидали громов и
молний и привели в готовность систему защиты.

Неожиданная, почти безразличная наша реакция несколько смутила их и выбила из колеи. А затем последовала ненавязчивая беседа о красоте обнаженного тела и пошлости рисунков, которые они делают, о том, как это красиво и возвышенно у великих художников, как серьезно люди относятся к изучению обнаженного тела и не видят в этом ничего такого, над чем можно хихикать по углам. Все это вызвало интерес ребят, а неприличные картинки исчезли.

5. Когда я проходила практику в школе в 6 «А» классе, у меня была ученица Вика, которая не пользовалась в классе успехом, уважением. Коллектив класса не уделял ей должного внимания, считая ее безынициативной, неспособной на какую-либо
деятельность. Ребята не доверяли Вике, избегали вступать в контакт. По мнению класса, Вике бесполезно было давать поручение, обращаться за помощью.

Мы готовились провести вечер сказки в подшефном классе, и я решила привлечь Вику к этой работе.

Я не сразу обратилась к ней с просьбой, сначала мы поговорили о школе, о доме, об ее увлечении рисованием. Я похвалила рисунки девочки, ее занятия чтением. Когда был установлен контакт, я попросила Вику помочь мне в оформлении вечера. Вика работала с большим энтузиазмом. Я похвалила ее, поставила ребятам в пример. Ребятам понравились ее рисунки. Вику никогда не хвалили перед классом, не ставили в пример. Для нее это было неожиданностью и послужило толчком к изменению поведения. Вика проявила инициативу, попросила меня назначить ее ведущей какого-нибудь конкурса. Ребята выбрали ее редактором в редколлегии. У ребят появился интерес, уважение к Вике. Многие, ранее не вступавшие с ней в контакт, стали искать с ней дружбы.

6. На уроках черчения в VII классе один мальчик демонстративно занимался другими делами. У него была репутация двоечника, хулигана и т. п. Учителя разговаривали с ним на повышенных тонах, считая его неисправимым.

Я заметил, что мальчик любит рисовать, причем рисовал он шаржи на своих одноклассников. Вместо того чтобы ругать его за то, что на уроке черчения он занимается посторонним делом, я назвал его художником, оценил рисунки, так чтобы это услышал
весь класс. В следующий раз я предложил ему продолжить рисование после черчения, а в данный момент заняться выполнением задания. После этого необычного замечания он начал выполнять чертеж, но шариковой ручкой и на листке в клеточку. Я подошел к нему и объяснил, что рисовать может быть удобно шариковой ручкой, а чертить лучше было бы, соблюдая установленные правила, карандашом. В обращении к нему я не упускал случая вставить слово «художник» либо упомянуть о его удачных «портретах».

Это продолжалось в течение трех уроков, а до начала следующего на перемене этот ученик подал мне выполненное им дома задание, сделанное на уровне лучших работ в классе. Это было мною отмечено при разборе работ. Почувствовав заинтересованность к себе, поняв, что учитель упрочил его репутацию и авторитет среди одноклассников, этот ученик стал проявлять знаки внимания по отношению ко мне, охотно вступал в разговор.

7. В пионерском лагере в моем отряде был очень интересный мальчик, звали его Славик.

С самого начала он как-то уединялся от ребят, ходил все время один. Очень молчаливый, тихий. Я попыталась с ним говорить, но он больше отмалчивался. В конце концов нам с ним удалось установить контакт. Оказалось, что мальчик он очень умный, начитанный, знает гораздо больше своих сверстников, а вот дружба у него ни с кем не получается.

Однажды на прогулке я предложила ему рассказать ребятам одну из прочитанных им историй. В первый раз он рассказал ребятам о подвиге пионера-героя. Далее последовали рассказы фантастические, приключенческие и т. д.

Ребята привязались к Славику, им нравилось слушать его рассказы. У Славика появились друзья и свои «обожатели».

8. Часто вспоминается, как взбунтовались когда-то мои мальчишки, обсуждая, можно ли допустить, чтобы свои же ребята, тем более девочки, выставляли им оценки по поведению. Давно поняли: учителя еще можно провести, своих же товарищей – вряд ли. Прошло время. Разбирая дневники и видя «неуд» по поведению, кто-то теперь тяжело вздыхает, бежит к старосте. Разгораются страстные дискуссии, в которых всегда побеждает справедливость. Да, ребячьи оценки действуют сильнее, чем выставленные мною, классным руководителем. Актив наш с согласия всех не только оценивает поведение каждого. Ему доверено приглашать, если это необходимо, и родителей в школу.

Думал я сначала: ничего-то путного из этого не получится, вряд ли родители откликнутся на записи ребят. Но ошибся – папы и мамы дружно пришли. Беседовали вместе. И с двойной пользой. Во всяком случае, родители узнали о своих детях из уст их
товарищей куда больше, чем обычно.

9. Не так часто на педсоветах, родительских собраниях говорят о детях, которые хотя и не круглые отличники, но растут людьми добрыми, честными, справедливыми. Словно вокруг оси, разговоры в школе и дома вращаются вокруг оценок, а не вокруг поступков, особенно тех, которыми следует гордиться, по поводу которых можно огорчаться.

В одной школе мы задали вопрос шестиклассникам: какого друга ты хочешь иметь? Активность была исключительной. Ребята хотели видеть друга правдивым, смелым, отзывчивым, принципиальным. После паузы был задан второй вопрос: «а каков ты сам?» Получилась заминка. Лицо мальчика, который особенно темпераментно говорил о честности, покрылось пунцовыми пятнами.

– Так он же на втором уроке контрольную по алгебре списал, – уточнил кто-то.

Классный руководитель при этом не стал в позу обвинителя, не занялся нравоучением. Спокойно и уверенно он сказал. «Советую, ребята, больше узнать о людях, у которых слово никогда не расходилось с делом. Давайте через месяц поговорим о них. Пусть каждый познакомит меня и класс хотя бы с одним таким человеком–литературным персонажем, героем войны, вашим родственником, соседом, знакомым... Запомните: поведение – это зеркало, в котором каждый может увидеть себя и показаться другим. Давайте с радостью, а не с боязнью смотреться в такое зеркало...»

Жаль, что подобные откровенные беседы – редкость. Да только ли беседы? Десятки «молний» в школьных коридорах сообщают о классах, в которых больше всего пятерок, пишут об отрядах, собравших громадное количество макулатуры. Рисуют карикатуры на тех, кто опаздывает или убегает с уроков, кто пришел в школу с грязными ушами... Но попробуйте разыскать информацию о благородном поступке ученика, пусть пока небольшом, негромком... Не найдете! А как же это важно!

Вопросы

1. Благодаря чему действия педагога привели к положительному результату?

2. Представьте встречающиеся в таких ситуациях ошибочные варианты поведения педагога, дайте психологические обоснования их неправильности.

3. Объясните психологические причины ошибок учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: