ПЕРВЫЙ БЛОК Направлен на исследование устной речи
СЕРИЯ 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.
Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция для ребенка: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. (предъявление – воспроизведение, предъявление – воспроизведение)
ба-па — па-ба-
са-ша — ша-са-
жа-ша-ша — ша-жа-ша -
ла-ра-ра — ра-ра-ла -
ца-са-ца - са –ца- са -
Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Предъявляется вначале первый член пары, который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного воспроизведения добиваться не следует.
Оценка:
1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 б. —первый член воспроизводиться правильно, а второй уподобляется первому (ба-па-ба-па).
0, 25 б. —неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками.;
0 б. —отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
|
|
Максимальная оценка —5 баллов.
Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
- Губы в «улыбке;
- Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт.
- Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому.
- Упражнение «иголочка» узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт.
- Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».
Органы артикуляции должны удерживаться в нужном положении 3-5 секунд. Последние 3 упражнения выполняются 4-5 раз. Во время выполнения обращаем внимание на объем движений, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, посинение артикуляционных органов или носогубного треугольника.
Оценка:
1балл — точное и правильное выполнение;
0,5 б — замедленное и напряженное выполнение;
0,25 б. — длительный поиск позы или неполный объем движения (или отклонения) в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 — невыполнение.
Максимальная оценка — 5 баллов.
Исследование звукопроизношения
Инструкция для ребенка Повторяй за мной слова.
Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима —магазин
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль
|
|
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й).
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; Л, ЛЬ; Р, РЬ; все остальные звуки(К,Г,Х,Й, дефект озвончения, смягчения). Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.
Оценка:
3 балла — нормативное произношение всех звуков группы в любой ситуации;
1,5 б. — один или несколько звуков произносятся правильно изолированно или отраженно, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (то есть недостаточно автоматизированы);
1 б. — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 б. — во всех речевых ситуациях искажаются или заменяются либо несколько звуков группы, либо все звуки.
О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизнесения осуществляется по результатам обследования в целом.
Максимальная оценка — 15 баллов.