Экономическая характеристика налога

Налог на добавленную стоимость применяется во многих индустриально развитых зарубежных странах. В Российской Федерации данный налог является наиболее значительным видом налогов, уплачиваемых большинством предприятий, занимающихся производственной и коммерческой деятельностью.

Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX века стало широкое распространение налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства. Налог называют самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети ХХ века. Об этом свидетельствует опыт различных зарубежных стран: Франции, Англии, Индонезии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Португалии, Туниса и других стран.

Впервые понятие добавленной стоимости ввел английский экономист XVIII века Адам Смит. В XIX веке известный экономист и социалист Карл Генрих Фридрих Маркс продолжил его исследования. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализуемых потребителям товаров (работ, услуг) и величиной осуществленных затрат.

Конкретная схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог. В России он был введен в действие Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стои­мость" от 06.12.91 № 1992-1, утратившим силу с введением части второйНК РФ в 2001г. В настоящее время регулируется главой 21 Налогового Кодекса РФ.

НДС относится к федеральным налогам, которые устанавли­ваются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Рос­сии. Т.е. налог классифицирован как федеральный.

Данный налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая образуется на каждом этапе производства или обращения, его сумма включается в продажную цену на товары (работы, услуги) и оплачивается конечным потребителем.

НДС выполняет преимущественно фискальную функцию: обеспечивает регулярность поступления в бюджет. Он нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повы­шает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет сни­жать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при прочих равных услови­ях получать дополнительную прибыль.

Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Другие преимущества косвенных налогов:

1) эти налоги, поскольку они попадают на предметы широкого потребления, всегда весьма доходны для государства;

2) косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа;

3) косвенные налоги не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами, поскольку они входят в цену товаров, которые и покупаются потребителями тогда, когда у них имеются деньги.

В теории налогообложения в систему косвенного обложения обычно включают две группы налогов:

· налоги на потребление, сумма которых включается в состав платежей, получаемых от покупателя при реализации товаров (работ, ус луг), т.е. они взимаются через цену в виде своеобразных надбавок (таким налогом был налог с продаж, налог с оборота, например. Сейчас в этой группе как раз НДС);

· налоги, относимые на затраты, которые увеличивают издержки производства, а следовательно, и цену товаров (работ, услуг).

НДС входит в группу налогов на потребление. Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: