Обучения в высшей школе как проблема

У части наших современников сформировался некий стереотип неприятия авторитетов, идей, идеологий лишь на основе пассивного впитывания информации из различных источников, без проникновения в глубину содержания, без опоры на собственный опыт. Многим из них известно, что марксизм-лининизм не справился с теми задачами, которые перед собой и обществом поставил. Значит эта идеология порочна, идеи мертворожденные, разбираться в сути - время терять. Что же взамен? Можно взять в основу теории познания идеи Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, Б.П.Вышеславцева и др. Безусловно, работы этих мыслителей нуждаются в глубоком осмыслении нашими современниками.

Возрождение нереализованных в свое время педагогических идей такими известными мыслителями как Н.О.Лосский и К.Д.Ушинский - одна из задач педагогики отечественной культуры, которая сегодня решается практически при подготовке специалистов различных специализаций.

Выдающиеся отечественные мыслители, разрабатывали методологически проблемы познания и рассматривали чувственный опыт в единстве с дедукцией, абстрагированием. В их трудах присутствует определенная широта, способная вместить в себя "ленинский путь познания - от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике и марксов метод восхождения от абстрактного к конкретному". В свое время философии отечественных ученых советские марксисты клеили ярлыки - лженаука, ползучий эмпиризм, голый интуитивизм. Это не совсем так. Взять хотя бы концепцию Н.О.Лосского. Нам стоит внимательно отнестись к тому, что говорил известный русский философ, чтобы сформировать на основе этого собственное суждение. Нужно, говорил он, воспитывать в себе "способность умозрения настолько, чтобы усмотреть бытие, принципиально отличное от реальных вещей и процессов", только тогда "мы начинаем видеть в новом свете и само реальное бытие".

Этой цитаты вполне достаточно, чтобы побудить свою мысль к анализу метода философии Н.О.Лосского, рассматривающего его с точки зрения гносеологического направления, называемого им интуитивизмом и возможности (или невозможности) применения его на практике.

Среди отечественных ученых, предлагающих новые под­ходы к решению актуальных дидактических проблем вузовской педагогики, следует назвать Ю.П.Азарова. Он в работе "100 тайн дет­ского развития"(М.:ИВА,1996г.) по-новому представил учения вы­дающихся мыслителей России в сфере педагогики общечеловеческих ценностей, тем самым положил начало исследованию проблем педагогики отечественной культуры.

В русле педагогики отечественной культуры сегодня сле­дует рассматривать и дидактику высшей школы, решать актуальные ее проблемы. К ним мы относим тесно связанные между собой проблемы: методологии дидактики высшей школы; методики обучения, отвечающей современным требованиям; содержания образования; общения в системе "преподаватель-студент".

Методология дидактики высшей школы - это, по сути дела, философия образования, о которой сегодня говорят ученые всего мира. Она предполагает наличие особого творческого педагогического мышления. В методологическом обосновании процесса обучения, по нашему мнению, должны сочетаться два подхода - исторический и логический. Исторический опыт различных образовательных систем и прежде всего отечественной системы образования, достижения в области педагогики отечественной культуры, развитие духовности русского народа, его традиций и перспектив в развитии - важнейший источник разработки и обоснования методологии дидактики высшей школы.

Ряд ученых (Рыбина Е.Ф. и др.) предлагают считать методологической основой отечественной педагогики, а следовательно и дидактики, Закон Российской Федерации об образовании, принятый в 1992 г.

Что же является принципиально новым в этом Законе и чем он отличается от ранее существовавшего? Прежде всего новым подходом к содержанию образования, заключающийся в развитии гуманистической сущности и демократических начал в самом учебном процессе, в организации преподавания и учения на этих принципах. Несколько иной подход в Законе и в трактовке самого понятия "образование". Это "целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства" (с.3). Как видим, на первое место выдвигается личность и ее интересы, а воспитание и обучение, составляющее процесс образования, предлагается не разделять искусственно, как это делалось раньше.

Закон предусматривает изменение технологии образовательных учреждений: укрепление правовых и экономических баз, финансирования образовательных учреждений, введение платных дополнительных образовательных услуг, которые могут вводиться и в государственных муниципальных образовательных учреждениях. При этом в Законе подчеркивается, что "образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными, религиозными) организациями". (ст.12).

Учредителями образовательного учреждения "могут быть: а)органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления; б) отечественные, иностранные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности, их объединения и ассоциации; в) отечественные, иностранные и зарубежные общественные и частные фонды; г) общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации и других государств. Допускается совместное учредительство образовательных учреждений" (ст.11).Обращается внимание в Законе и на организацию и управление системой образования, в частности, предусмотрено усиление роли самих образовательных учреждений, децентрализацию управленческих функций, расширение самостоятельности и повышения ответственности учредителей этих учреждений (ст.15).

Социально-психологические проблемы также стоят в центре внимания в Законе. "Содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами (ст.14).

Обращается внимание на повышение общей и профессиональной культуры в нашем государстве, формирование общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, создания условий для свободного и осознанного выбора своей профессиональной и образовательной программы (ст.9).

Решение духовно-личностных задач стоит на одном из первых мест - учет различных мировоззренческих подходов, право обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений (14ст.), уважение человеческого достоинства, свободу совести, информации, создание условий для самореализации личности. (ст.50,14), формирование гражданственности и т.д.

Особое внимание обращается в Законе на расширение прав и ответственности родителей в воспитании детей, так как именно они "являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте" (ст.18). В связи с этим вводится и одобряется введение новых форм образования: семейное образование, самообразование, экстернат (ст.10), отвечающих,

тем не менее, требованиям государственных образовательных стандартов. Кроме того, Закон закрепляет право граждан на свободный выбор форм обучения и образовательного учреждения.

Итак, если взять за основу методологии современной дидактики данный Закон, то (нужно отчетливо представить себе, все ли вопросы, поставленные в Законе, можно рассматривать с позиции возможности их решения практически?) нужно более внимательно подойти и к общеметодологическим принципам, которые помогут более полно определить предмет современной дидактики и ее задачи:

1-й принцип - единство теории и практики - остается важным основополагающим в современной дидактике. При этом возникает дидактическая задача, которую также можно считать основной: нужно научно обосновывать практику образования, обучения, воспитания;

2-й принцип - активность человеческого познания. Он является и важнейшим условием эффективности обучения. Движение мысли от незнания к знанию, от простого к сложному, от известного к неизвестному составляют необходимую логику в процесс обучения, без которой процесс обучения не состоялся бы. Познавая мир, мы понимаем, что он есть не просто форма живой практической человеческой деятельности, но и проявление Божественных Сил, Веры и Разума, Духа, Свободы и Необходимости в совершенствовании этой деятельности.

Система высшего образования в России переживает сегодня определенные трудности, обусловленные объективными и субъективными факторами духовного и экономического плана. Необходимость подготовки специалистов, способных не только успешно адаптироваться в сложных современных условиях социокультурной деятельности, но и достаточно конкурентоспособных, вступает в противоречие и с экономическими и с мировоззренческими проблемами.

Изменение целей, содержания, структуры высшего гуманитарного образования, а также обоснование новых концепций подготовки специалистов в области культурно-досуговой деятельности является одной из социальных проблем, имеющих ярко выраженный педагогический аспект.

К современным проблемам дидактики высшей школы относится поиск выхода из кризисного состояния отечественной педагогики в целом. Это требует не только изучения современных новаций, в том числе и за рубежом, но и исторических богатств, накопленных общественными науками, науками о человеке, в том числе и педагогикой, из числа тех, которые были долгие годы не востребованы.

Интересны научные подходы болгарских ученых - Д.Павлова, П.Георгиевой, И.Ризова ("Новая методика преподавания курса педагогики высшей школы //Современная высшая школа.1(69), 1990, с.141-153) - к вычленению основных дидактических проблем высшей школы, среди которых они выделяют следующие:

1.Поиск путей большего разнообразия технологического инструментария при традиционных формах обучения.

2.Преодоление информационной перегрузки в обучении.

3.Поиск оптимальных технологических решений для осуществления логического перехода от представлений системного знания к его проблематизации.

4.Использование наиболее целесообразных методов и средств в активизации обучаемых на лекционных и семинарских занятиях.

5.Построение системы обратной связи (т.е. сбор необходимой информации о результатах проделанной работы).

6.Построение системы внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Контроль и дифференциация самостоятельной работы.

Эти же ученые предлагают свою модель-систему обуче­ния, в соответствии с которой определяется деятельность преподавателя и студента, а также содержание и структура образования в высшей школе.

Субъектам процесса обучения в вузе - преподавателю и студенту - важно решить проблему: какой путь эффективнее в познании окружающей действительности.

Итак, на чем же должна основываться дидактика современной высшей школы? Должна ли она следовать марксову методу восхождения от абстрактного к конкретному или ленинскому - от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, а может быть есть другие альтернативы движения познавательной деятельности студента? Выбор должен сделать лично каждый преподаватель и вести по этому пути студентов. Однако, следует заметить, что в выборе самими студентами пути познавательной деятельности, также проявляется индивидуально-творческий субъективный подход.

Отход от стандартизированного процесса обучения идет параллельно с отбором нового содержания образования в курсе "Педагогики". Проблемный подход к процессу обучения предполагает применения активных методов обучения: педагогических игр, решения педагогических задач и нестандартных ситуаций, выполнения творческих заданий. Помимо достижения чисто дидактических целей, ставятся цели развития творческой личности специалиста, формирования у него мировоззрения, собственного суждения по различным вопросам. Так, например, студенты пробуют выразить собственное мнение по поводу целесообразности и важности опоры в деятельности на принцип наглядности, основываясь на текстах из работ Н.О.Лосского "Умозрение как метод философии" и К.Д.Ушинского "О наглядном обучении", пытаются при этом увидеть новое в забытом старом. Это один из приемов развития творческой нестандартно мыслящей личности.

Проблемный подход предполагает включение в контекст лекции и в структуру семинара методов, приемов и средств активного обучения, изменение содержания образования в рамках конкретного учебного предмета. Чему учить студентов? Отбирать для этого только те знания, умения и навыки, которые считаются традиционно значимыми, будут востребованы в скором будущем в прагматическом плане или поднять планку выше? Ориентировать их на получение информации имеющей отношение к общему культурному, личностному развитию, значительно раздвигая рамки учебного предмета и включая в него информацию из других областей знаний.Можно ли считать, что это дело только конкретного преподавателя, его педагогического мастерства преподавателя, его убежденности и профессиональной зрелости?

Одной из дидактических проблем, вытекающей из предыдущих, остается следующая: в каком соотношении в системе высшего образования должны находиться теория и практика. Что важнее для будущего специалиста: хорошая теоретическая или практическая подготовка и как их сочетать не в ущерб друг другу? Что касается теории, то здесь дело обстоит достаточно благополучно. Умения же - это самая сложная часть учебного процесса.

Что должен уметь будущий специалист решает, как правило, преподаватель. В отборе умений субъективизм проявляется значительно в большей степени, чем отбор информации для включения в лекцию. Здесь более узкая сфера влияния преподавателя на студента. "Мне кажется, что именно это должен уметь будущий специалист" - отражает личностный подход преподавателя - предметника, уровень его культуры, широту образования и, что очень важно, знание специфики будущей профессиональной деятельности студентов, которых он обучает.

Эмпирический и теоретический уровни в процессе профессионально-педагогической подготовки должны быть достаточно высокими и отражаться на уровне духовно-творческого развития студентов. Проблема духовно-творческого развития - одна из актуальных проблем педагогики отечественной культуры и дидактики современной высшей школы. Она имеет непосредственное отношение к проблемам нравственно-этического и эстетического воспитания.

Таким образом, можно сделать заключение, что дидактика современной высшей и средней школы находится в сложнейшем положении. Утрачены прежние методологические основы процесса обучения, образования, а новая методология пока не создана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: