Дуайт Эйзенхауэр – генерал армии США, ставший впоследствии президентом, говорил: «План – ничто, планирование – все», подчеркивая тем самым огромную значимость систематизации информации в процессе планирования и важность гибкости (умения отойти от плана) управленцев.
Следующим этапом планирования является контроль. Контроль – это процесс отслеживания (мониторинга) деятельности и исправления любых существенных отклонений для обеспечения гарантии того, что она ведется как запланировано и приведет к достижению поставленных целей.
Управленческий контроль -это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач.
По мнению Дж.Оучи, существует 3 принципиально разных подхода к разработке контроля:
- Рыночный контроль – подход к разработке систем контроля, при котором стандарты и нормы, используемые в этой системе, определяются на основе внешних рыночных механизмов.
- Бюрократический контроль – подход к разработке систем контроля, при котором упор делается на организационные полномочия.
- Клановый контроль – подход к разработке системы контроля, в которой поведение сотрудников регулируется общими ценностями, нормами, традициями, ритуалами, легендами и другими аспектами организационной культуры.
Можно выделить 3 функции контроля:
|
|
- измерение фактического результата
- сравнение фактического результата со стандартом
- осуществление управленческих действий для корректировки отклонений или неадекватного стандарта
Ключевыми требованиями к любой системе оценки являются: уместность, чувствительность, надежность, приемлемость и практичность.
Менеджер распологает рядом средств измерения и контроля. Среди наиболее часто употребляемых можно выделить:
- личное наблюдение
- статистические отчеты
- устные отчеты
- письменные отчеты
Существуют 4 основные сферы контроля:
1. Ресурсы организации. Человеческие ресурсы.Финансовые ресурсы. Физические ресурсы. Информационные ресурсы.
2. Организационная среда. Внутренняя (технологии, культура, структура), внешняя (потребители, поставщики, конкуренты)
3. Организационные и управленческие процессы. Планирование.Организация и мотивация.
4. Результаты деятельности организацию Товары и услуги.
Руководство обычно устанавливает масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных целей не заслуживает внимания.
Управление при котором менеджера информируют только об отклонениях, которые превышают масштаб допустимых отклонений, называют управление по принципу исключения.
|
|
Часто имеет тенденция сотрудников всячески подчеркивать работу в тех областях, где проводятся измерения, и пренебрегать той, где подобных измерений не проводится. Такой тип измерения называется поведением ориентированным на контроль. Хорошая система контроля позволяет менеджерам оценивать эффективность на основе того, в какой степени достигаются как конечные, так и промежуточные цели. С этой точки зрения можно выделить 3 вида контроля:
- предварительный
- текущий
- заключительный
Эффективная система контроля обладает следующими характеристиками:
точность, своевременность, экономичность, гибкость, простота и понятность, осмысленные критерии, стратегическая направленность, контроль по исключениям, комбинирование критериев, действия по корректировке, ориентация на результаты.
Рекомендации по проведению эффективного контроля:
- устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемы сотрудниками.
- устанавливайте двустороннее общение.
- Избегайте чрезмерного контроля
- Устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты.
Вознаграждайте за достижение стандарта.