Градуальное шкалирование

В ходе эксперимента по градуальному шкалированию испытуемым предлагается расположить ряд слов одной семантической группы «по порядку». Особенность этой методики в том, чтобы использовать представления носителей языка о возможном расположении слов в семантическом пространстве, которое не даётся в словаре.

К примеру, 36 слов со значением «размер» были расположены 103 испытуемыми (именно это объясняет дробность показателей) в эксперименте ленинградского исследователя В.Я. Шабеса следующим образом:

Ранг Слово Место на шкале
  микроскопический 1,32
  чуточный 3,34
  крошечный 4,53
  крохотный 4,59
  малюсенький 4,95
  махонький 5,61
  карликовый 6,69
  кукольный 8,53
  миниатюрный 8,96
  игрушечный 9,41
  маленький 10,71
  мелкий 10,84
  малый 12,53
  небольшой 13,88
  нормального размера 15,31
  немаленький 16,69
  немалый 17,82
  большой 19,02
  порядочных размеров 20,31
  крупный 20,92
  значительных размеров 21,78
  солидных размеров 22,37
  здоровый 22,84
  громоздкий 23,35
  внушительных размеров 23,86
  здоровенный 25,45
  огромный 26,82
  громадный 28,39
  гигантский 30,94
  грандиозный 31,06
  неохватный 31,18
  исполинский 32,69
  неизмеримый 32,73
  колоссальный 33,20
  циклопический 34,18
  чудовищного размера 34,49

Соответственно, если известно место слова на определённой семантической шкале, можно измерить и семантическое расстояние между словами на определённой шкале (47-50):

  Слова, между которыми надо определить расстояние Расстояние
(47) небольшой немаленький 2,81
(48) небольшой большой 5,14
(49) крохотный громадный 23,80
(50) микроскопический чудовищного размера 33,17

Таким же образом можно расположить слова любой семантической группы (51):

(51) паскудный, омерзительный, пакостный, мерзостный, мерз кий, отвратительный, гнусный, паршивый, гадкий, нестерпимый, невыносимый, несносный, невозможный, дрянной, никудышный, скверный, дурной, худой, плохой, аховый, нехороший, нормальный, неплохой, важный, ладный, хороший, добрый, славный, отменный, мировой, распрекрасный, отличный, прекрасный, замечательный, превосходный, идеальный, великолепный.

Результаты подобных экспериментов позволяют создавать «градуальные словари», представляющие практическую ценность (в частности, для составления рекламных текстов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: