Основная

Приложение 1

Классификация методов исследования:

1. Теоретические методы.

2. Научно-прикладные методы:

1. Экспериментальные. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:

1. По масштабу:

§ глобальный;

§ локальный;

§ микроэксперимент.

2. По цели:

§ констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);

§ проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);

§ формирующий - созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).

3. По месту проведения:

§ естественный;

§ лабораторный.

2. Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:

1. Традиционно-педагогические методы:

§ наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;

§ изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;

§ изучение первоисточников;

§ изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);

§ изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);

§ беседа;

§ интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.

2. Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.

3. Методы изучения коллективных явлений (социологические):

1. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.

§ Различают:

§ по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);

§ по открытости (самостоятельный ответ);

§ закрытые (выбор из готовых вариантов).

§ Виды:

§ полные;

§ урезанные.

§ Типы:

§ пропедевтические;

§ контрольные.

2. Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.

3. Статистические методы:

§ регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);

§ ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);

§ шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

Этапы педагогического исследования:

1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.

2. Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования.

3. Построение рабочих гипотез.

4. Выбор методов исследования.

5. Проведения исследования и оформление результатов.

6. Внедрение в практику.

Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса. Требования системного подхода таковы:

1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.

2. Определяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.

3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.

4. Определяется структура и организация диагностируемого явления.

Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточно большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса.

Этапы опытно-экспериментальной работы включают в себя зондирующий эксперимент или пилотажное исследование, т.е. предварительное выяснение актуальности проблемы; констатирующий эксперимент, представляющий собой первичную диагностику экспериментальной и контрольной групп; формирующий эксперимент, и итоговая диагностика после его проведения и диагностирующий - анализ результатов формирующего эксперимента.

Тема 1. Воспитание ребенка в контексте культуры. Воспитание в целостной системе образования личности.

(аудиторное занятие)

Целевые ориентиры воспитания на современном этапе развития отечественной школы Общество как субъект целеполагания. Цель как государственный заказ. Трактовка цели воспитания в современных государственных документах. Цель как идеал, формирующийся в общественном сознании. Проблема восприятия и осмысления общественного идеала. Цель как стратегическое направление педагогической деятельности конкретного учебного заведения, педагога. Проблема соответствия педагогической теории и педагогической практики. Семья как субъект целеполагания. Цель как смысл жизни. Проблема согласования педагогической задачи с интересами ученика, его личностными смыслами.

Культура как цель существования современного человека. Соотношение понятий «культура», «образованность» и «гражданственность». Понимание воспитания как процесса педагогической помощи ребенку в становлении его как субъекта культуры. Человек культуры как свободная, гуманная, духовная и творческая личность. Принципы воспитания человека культуры.

Социальные и природные факторы воспитания. Их взаимодействие и взаимообусловленность. Соотношение понятий «воспитание», «формирование» и «развитие». Социализация как педагогический феномен. Воспитательные факторы среды, их характеристики. Феномен детства. Место детства в становлении личности. Личность как предмет воспитания. Приоритет личности в концепциях Е.А.Бондаревской, В.А.Караковского, В.А.Сухомлинского, А.В.Мудрика, Ш.А.Амонашвили. Парадигма личностно-ориентированного воспитания.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Воспитание и культура.

2. Принципы личностно-ориентированного образования.

3. Характеристика принципа культуросообразности.

4. Роль воспитателя в процессе вхождения ребенка в культуру.

5. Основные составляющие образования личности.

6. Развитие, формирование и активность как основные факторы становления личности.

7. Феномен детства.

8. Роль общения в воспитании личности.

9. Социализация как педагогический феномен.

Рекомендуемая литература

Основная

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

Гессен С.И. Основы педагогики. - М.,1995, Введение.

Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб., 2005.

Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии/Под ред.С.А.Смирнова. – М.,2000.

Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах в концепциях воспитания.- М.,2002. С51-61).

Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб., 2005


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: