Профессиональная адаптация включает освоение профессии, ее специфики, приобретение новыми сотрудниками трудовых навыков, приемов, технологий, необходимых для эффективной еятельностив данной организации. В этих целях в первые недели испытательного срока проводятся лекции, тренинги, деловые игры.
Социальная адаптация направлена на знакомство нового сотрудника с организацией как социальной системой: ее историей, кадровой и социальной политикой, системой внутренних и внешних коммуникаций, правилами внутреннего распорядка, корпоративной культурой компании, ее целями и ценностями.
Психологическая (психофизиологическая) адаптация нацелена на включение нового работника в систему межличностных отношений коллектива. Факторами психологической адаптации являются моральный климат трудового коллектива, стиль руководства, традиции и нормы взаимоотношений между сотрудниками. Режим и ритм рабочего процесса, условия труда, рабочее место, физические и психологические нагрузки – это моменты, касающиеся непосредственного привыкания. Ведь для новичка очень важно быть успешным на новом месте, и каждому необходимо разное время для психологической адаптации.
Период профессиональной и социальной адаптации включает несколько этапов, времени й масштаб которых может быть различен и зависит от ряда факторов:
• ознакомление с организацией (от одного месяца до трех);
• приспособление, т.е. постепенное привыкание, усвоение норм и стереотипов трудового и социального поведения в организации, совместимость с коллегами (как правило, до одного года);
• идентификация, т.е. полное приспособление работника к среде организации и постепенная его интеграция в организацию, когда личные цели отождествляются с организационными.
Психологами замечено, что полное «вливание» сотрудника в жизнь организации происходит через 10–12 месяцев. Самыми сложными в процессе адаптации по праву считаются первые 2–3 месяца, совпадающие к тому же с периодом испытательного срока, во время которого профессиональные и личностные качества сотрудника подвергаются пристальному вниманию и оценке как со стороны руководителя, так и со стороны коллег. Четкая процедура адаптации, действующая в компании, позволяет значительно сократить срок окончательной «акклиматизации» новичков (до 3–6 месяцев).
Программы адаптации могут быть формализованными (обучение в кадровой службе, наставничество, инструктаж на рабочем месте, ознакомление с корпоративными документами и др.) и неформализованными (общение, консультирование на рабочем месте, наблюдения и пр.).
В последние годы в организациях широкое распространение получила такая форма адаптации, как наставничество.
Во времена СССР движению наставничества придавалось большое значение – стать наставником было престижно и почетно.
Сегодня при выборе наставников руководствуются такими личностными качествами, как:
• высокий профессионализм;
• коммуникативность, доброжелательность;
• желание передавать свой опыт и знания, согласие быть наставником;
• любовь к делу и лояльность своей организации.
В некоторых компаниях лучших наставников премируют за работу с новыми сотрудниками, но немало примеров, когда наставничество становится потребностью людей передавать свой опыт, помогать новым сотрудникам влиться в коллектив.
Оказание помощи рядовым сотрудникам на новом рабочем месте со стороны коллег, наставников, менеджеров по персоналу – довольно распространенное явление. Что касается новых руководителей, то они часто предоставлены сами себе, так как специальных программ для их адаптации в компаниях практически не существует.
В работе любой фирмы существует множество подводных камней, сложных проблем, которые могут привести к объективным трудностям, переживаниям и стрессам топ-менеджера на новом рабочем месте. Основная задача руководителя на этапе вхождения в организацию – это правильно выстроить взаимоотношения на всех уровнях управления – от акционеров до подчиненных и коллег; получить сведения об информационных потоках как внешних, так и внутренних; изучить основополагающие корпоративные документы о структуре и бизнес-процессах; проанализировать инфраструктуру компании, ее возможности и угрозы и, наконец, исследовать «фольклор» компании – ее корпоративную культуру, ценности, традиции, правила и нормы поведения.
Рис. 1. Факторы, влияющие на адаптацию новых сотрудников в организации
Адаптация новых сотрудников | ||||||
Організаційне середовище | Прогами адаптації | Складність праці | Професійні і особисті якості нового працівника | Відношення керівника | Відношення колективу | Культура організації |
МОНИТОРИНГ