1. Международная организация по стандартизации ИСО, функции.
Международная организация по стандартизации — ISO (International Organization for Standardization) — учреждена в 1947 г. как добровольная, неправительственная организация по соглашению между 25 индустриально развитыми странами о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов. Общей целью деятельности ISO ставилось содействие международному обмену товаров и услуг, а также содействие сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах.
Деятельность ISO охватывает обширный спектр товаров, технологий и услуг в различных областях деятельности.
Изначально полномочия ISO в международной стандартизации были ограничены двумя важными областями — телекоммуникационной и электротехнической, так как для них уже сложилась система международной стандартизации в лице организаций ITU и IEC.
|
|
Организация ISO внесла большой вклад в становление международной системы стандартизации. К важным заслугам следует отнести разработку нашедших всемирное применение фундаментальных системных стандартов по основам управления качеством продукции (ISO 9000) и окружающей средой (ISO 14000), а также разработку стандартов на телефонные и банковские карточки, фотооборудование, грузовые контейнеры, конечно же, языки программирования, протоколы компьютерных
сетей и многое другое.
В ISO работает около 3000 технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп, в совещаниях которых ежегодно принимает участие более 30000 экспертов. ISO сотрудничает с более чем 500 международными организациями.
Стратегическим партнером ISO, с которой она в значительной мере согласовывает свою деятельность, является всемирная торговая организация (World Trade Organization — WTO). ISO является организацией федеративного типа. В ее состав входят организации, которые подразделяются на три группы:
1. • организации—члены ISO (member bodies) — организации, непосредственно составляющие ISO, разделяют ответственность за выполнение основных задач, а также несут основную финансовую нагрузку по обеспечению деятельности ISO,
2. • организации-корреспонденты (correspondent members) — организации, не принимающие активного участия в технической и организационной работе ISO, но имеющие доступ к интересующей их информации;
3. • организации-подписчики (subscriber members) — организации, которые платят минимальные взносы, позволяющие им поддерживать официальные контакты с системой стандартизации.
|
|
2. Деятельность комитета СЕНЭЛЕК.
СЕНЭЛЕК создан в 1971 г. объединением двух европейских организаций — Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран—членов ЕАСТ и Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран—членов ЕС (в то время ЕЭС).
Члены СЕНЭЛЕК — 17 стран Европы: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция. Все они представлены национальными электротехническими комитетами и являются членами МЭК (Кроме Люксембурга).
Во главе организации — Генеральная ассамблея, в которой страны-члены представляют национальные организации по стандартизации и правительственные
органы, а также участвуют представители ЕС и ЕАСТ. Генеральная ассамблея избирает Административный совет, состоящий из делегаций (до 5 человек) от национальных организаций стран-членов. Структуры, ответственные за стандартизацию (рис. 12.2), аналогичны описанным для СЕН. СЕНЭЛЕК с ними тесно сотрудничает.
Основная цель СЕНЭЛЕК — разработка стандартов на электротехническую продукцию в тесном сотрудничестве с ЕС и ЕАСТ. Стандарты СЕНЭЛЕК рассматриваются как необходимое средство для создания единого европейского рынка.
Сущность главного направления работы СЕНЭЛЕК состоит в устранении любых технических различий между национальными стандартами стран-членов, между процедурами сертификации соответствия изделий требованиям стандартов и недопущении тем самым возникновения технических барьеров в торговле товарами электротехнических отраслей.
3. Сертификация в СНГ.
Основным документом, определяющим направления деятельности по сертификации в СНГ, служит Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанное в 1992 г.
Соглашения, обладая полной самостоятельностью в формировании и реализации систем сертификации и организации работ в этой области, формируют национальные системы сертификации с учетом руководств ИСО/МЭК и накопленного опыта в данной области.
Поскольку российская Система ГОСТ Ρ в достаточно большой степени гармонизована с международными правилами, страны СНГ взяли за основу составления методических документов по сертификации российские правила и другие разработки.
Подписавшие Соглашение государства договорились о взаимном признании органов по сертификации, испытательных лабораторий, результатов испытаний и сертификации, сертификатов и знаков соответствия на взаимопоставляемую продукцию.
Стороны участвуют в международных системах сертификации самостоятельно, причем Соглашение не затрагивает прав и обязательств сторон, вытекающих из правил международных систем сертификации.
Сертификационные испытания могут проводиться в аккредитованной лаборатории любой страны.
Дальнейшее развитие согласованной политики по сертификации отражено в Соглашении от 1994 г., которое установило условия и процедуры признания в области сертификации.
Основные положения этого Соглашения закрепляют:
• взаимное признание протоколов испытаний, сертификатов и знаков соответствия на продукцию и услуги, соответствующие утвержденному перечню и подлежащие обязательной сертификации; взаимное признание национальных систем сертификации и выданных ими сертификатов при условии соблюдения установленных процедур;
• аккредитацию органов по сертификации национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации с учетом мнения экспертов государств — участников Соглашения;
• право государств — участников Соглашения на осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
|
|
Поскольку не все страны — члены СНГ в одинаковой степени готовы к заключению многостороннего соглашения о взаимном признании, было принято решение начинать с двусторонних соглашений. Такие соглашения заключаются на уровне национальных органов по сертификации. Госстандартом РФ двусторонние соглашения подписаны с Беларусью, Молдовой и Украиной, из стран, не участвующих в СНГ, — с Литвой, представители которой присутствовали на заседании Межгосударственного совета в качестве наблюдателя.
Соглашения о взаимном признании в области сертификации определяют:
• конкретные сроки, условия и процедуры взаимного признания сертификационных органов и испытательных лабораторий, которые аккредитованы в национальных системах сертификации;
• порядок подтверждения безопасности продукции, поставляемой в рамках Соглашения о взаимном признании; ответственность изготовителя за безопасность экспортируемой продукции и органа, выдавшего сертификат; сертификат государства-экспортера признается принимающей страной в порядке, предусмотренном для признания зарубежных сертификатов.