Художественный мир русской литературы XIX века

Введение

Понятие о художественном мире писателя и его состав­ляющих. «Большое» и «малое» время жизни художественно­го текста. Читатель как активный участник литературного процесса. Художественное произведение и его интерпрета­ции.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

(повторение на примере вершинных произведений различных родов и жанров)

Периодизация русской литературы.

Древнерусская литература: основные эстетические принципы, жанровая система. Освоение традиций древне­русской литературы литературой XVIII века. Древняя и но­вая русская литература: общее и особенное.

Классицизм и сентиментализм в литературе XVIII века.

Эпоха зарождения и становления романтизма в литера­туре: художественные открытия. Художественные произве­дения и их читатели.

Лирика (лирические произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других поэтов первой трети XIX века — по выбору): поиски новых жанровых форм и средств художественной выразительности, оригинальность и самобытность, многообразие и глубина проблематики, ос­новной лирический пафос.

От лирики к эпике (роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя): худо­жественное единство лирического и эпического начал. Ав­тор в системе художественных образов, художественное вре­мя и пространство произведений, социально-историческая, нравственная и философская проблематика. Своеобразие читательского восприятия.

Поиски новых эпических форм (роман М. Ю. Лермонто­ва «Герой нашего времени»): своеобразие жанра и компози­ции, тема человека и судьбы, ее осмысление. Психологизм как способ раскрытия философских и идейно-нравственных исканий героя. Философская проблематика произведения. Неоднозначность читательских оценок.

Драма (комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова). «Горе от ума» как «высокая» комедия: своеобразие конфликта, сюжета и жанра. Введение второстепенных и внесцени-ческих персонажей как способ размыкания границ сцени­ческого времени и пространства. «Горе от ума» и ее читатели.

Творческий практикум. Ответ на проблемный вопрос.

Интерпретация поэтического текста. Доклад реферативного типа.

Исследовательская работа или дискуссия на одну из предложенных тем.

Советы библиотеки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: