Введение
Понятие о художественном мире писателя и его составляющих. «Большое» и «малое» время жизни художественного текста. Читатель как активный участник литературного процесса. Художественное произведение и его интерпретации.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
(повторение на примере вершинных произведений различных родов и жанров)
Периодизация русской литературы.
Древнерусская литература: основные эстетические принципы, жанровая система. Освоение традиций древнерусской литературы литературой XVIII века. Древняя и новая русская литература: общее и особенное.
Классицизм и сентиментализм в литературе XVIII века.
Эпоха зарождения и становления романтизма в литературе: художественные открытия. Художественные произведения и их читатели.
Лирика (лирические произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других поэтов первой трети XIX века — по выбору): поиски новых жанровых форм и средств художественной выразительности, оригинальность и самобытность, многообразие и глубина проблематики, основной лирический пафос.
|
|
От лирики к эпике (роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя): художественное единство лирического и эпического начал. Автор в системе художественных образов, художественное время и пространство произведений, социально-историческая, нравственная и философская проблематика. Своеобразие читательского восприятия.
Поиски новых эпических форм (роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): своеобразие жанра и композиции, тема человека и судьбы, ее осмысление. Психологизм как способ раскрытия философских и идейно-нравственных исканий героя. Философская проблематика произведения. Неоднозначность читательских оценок.
Драма (комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова). «Горе от ума» как «высокая» комедия: своеобразие конфликта, сюжета и жанра. Введение второстепенных и внесцени-ческих персонажей как способ размыкания границ сценического времени и пространства. «Горе от ума» и ее читатели.
Творческий практикум. Ответ на проблемный вопрос.
Интерпретация поэтического текста. Доклад реферативного типа.
Исследовательская работа или дискуссия на одну из предложенных тем.
Советы библиотеки.