В произведениях первой половины XX века

(1921—1941)

Общая характеристика развития русской литературы пос­ле 1917 года. Октябрьская революция и судьбы русской клас­сической литературы.

Литературная борьба 20—30-х годов, поиски новатор­ских художественных форм: сохранение и преодоление тра-

диций. Новые темы (революция, Гражданская война, инду­стриализация и коллективизация) в «новой» литературе.

И. Э. Бабель. «Конармия» (главы «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова») (обзорное изучение). «Вечные темы» и их трактовка в прозе писателя.

Е. И. Замятин. «М ы» (обзорное изучение) как роман-антиутопия. Проблематика и система образов. Символика романа.

Первый Всесоюзный съезд писателей и его роль в разви­тии литературы 30-х годов и судьбах художников слова: от эстетического многообразия к единству.

Художественный мир М. А. Шолохова

«Тихий Дон» как роман-эпопея. Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа. Гума­нистический пафос романа. «Очарование человека» в рома­не Шолохова: образ Григория Мелехова. Женские образы романа. Своеобразие поэтики.

Советы библиотеки.

М. А. Шолохов. «Поднятая целина».

И. Э. Бабель. «Конармия».

А. А. Фадеев. «Разгром».

Р. Б. Гуль. «Ледяной поход».

Творческий практикум.

Автор — образ — читатель (сопоставительный анализ произведений близкой тематики).

Художественный мир А. П. Платонова

«Усомнившийся Макар». «Сокровенный чело­век» Платонова. Композиция и система художественных об­разов рассказа. Своеобразие языка.

«К о т л о в а н». Мир и человек в произведениях Плато­нова. Поиски смысла жизни, своеобразие личности главного героя, художественные средства создания характера. Систе­ма художественных образов. Особенности поэтики и худо­жественного стиля писателя. Миф и притча как способы ху­дожественного осмысления жизни.

Советы библиотеки.

А. П. Платонов. «Впрок», «Чевенгур».

Творческий практикум.

Образ — характер — герой (сочинение-исследование о герое А. П. Платонова).

Художественный мир М. А. Булгакова1

«Белая гвардия». Автор и его герои. Мир Города и мир семьи в романе. Образ Города и его символика. Тема до­ма, семьи, отечества и ее интерпретация в романе. Система художественных образов. Композиция романа, роль симво­лических образов и сцен в структуре художественного цело­го. Значение снов героев, их понимание подвига.

«Мастер и Маргарита». Своеобразие компози­ции романа, вечное и временное в тематике и проблематике. Система художественных образов. «Роман в романе»: осмыс­ление библейской темы. Образы Пилата и Иешуа Га-Ноцри.

Ключевые сцены романа и их символика. Множествен­ность интерпретаций.

Советы библиотеки.

М. А. Булгаков. «Дни Турбиных», «Театральный роман».

Творческий практикум.

Сочинение-размышление «Судьба интеллигенции в ре­волюции».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИЗГНАНИИ

Литература русского зарубежья как культурный фено­мен. Основные имена. Эстетическая ориентация писате­лей-эмигрантов, генетическая связь их творчества с литера­турной традицией рубежа веков.

Развитие традиций русской классической литературы в творчестве писателей русского зарубежья. Золотое десятиле­тие эмигрантской прозы (1925—1935). Нобелевская премия И. А. Бунина.

И. А. Бунин. «Жизнь Арсеньева». Философская, религиозная и этическая концепция жизни и ее воплощение в сюжете романа. Тема разлуки, любви, смерти. Традиции и новаторство автобиографического романа, особенности жанра, поэтики.

«Чистый понедельник». Трагедийная концеп­ция любви. Русский национальный характер и его неразре­шимые противоречия. «Чужое слово» как элемент поэтики и средство создания художественного образа.

Лирика: «Святой Прокопий», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...» и др. Лирическое ос­мысление изгнанничества.

Изучение одного из романов (по выбору).

И. С. Шмелев. «Лето Господне» (главы по выбору). Автобиографическая основа произведения. Тема прошлого и ее осмысление. Религиозное начало в произведении. Автор и его герой: микромир ребенка и макромир художника.

М. И. Цветаева. «Лебединый стан», «Тоска по р о д и н е! Д а в н о...», «Бессонница» и др. (по выбору). Исповедальное и трагедийное в лирике. Противопоставле­ние быта бытию, духа — материи. Образ лирического героя. Своеобразие поэтического стиля.

В. В. Набоков. «Приглашение на казнь» и рас­сказ-спутник «Облако, озеро, башня». Мир и его аб­сурдные законы. Реальное и воображаемое в художествен­ном мире романа. Тема художника и ее воплощение на стра­ницах произведения. Своеобразие языка и стиля, прием остранения, авторская «игра» с читателем. Традиции интер­претации романа.

Советы библиотеки.

И. С. Шмелев. «Солнце мертвых».

И. А. Бунин. «Освобождение Толстого», «Темные аллеи» (сборник).

В. В. Набоков. «Защита Лужина», «Машенька», «Дар», «Гроза».

Б. К. Зайцев. «Жизнь Тургенева», «Чехов».

В. Ф. Ходасевич. «Европейская ночь» (сборник).

Г. В. Иванов. «Отплытие на остров Цитеру» (сборник).

Творческий практикум.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: