(1921—1941)
Общая характеристика развития русской литературы после 1917 года. Октябрьская революция и судьбы русской классической литературы.
Литературная борьба 20—30-х годов, поиски новаторских художественных форм: сохранение и преодоление тра-
диций. Новые темы (революция, Гражданская война, индустриализация и коллективизация) в «новой» литературе.
И. Э. Бабель. «Конармия» (главы «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова») (обзорное изучение). «Вечные темы» и их трактовка в прозе писателя.
Е. И. Замятин. «М ы» (обзорное изучение) как роман-антиутопия. Проблематика и система образов. Символика романа.
Первый Всесоюзный съезд писателей и его роль в развитии литературы 30-х годов и судьбах художников слова: от эстетического многообразия к единству.
Художественный мир М. А. Шолохова
«Тихий Дон» как роман-эпопея. Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа. Гуманистический пафос романа. «Очарование человека» в романе Шолохова: образ Григория Мелехова. Женские образы романа. Своеобразие поэтики.
|
|
Советы библиотеки.
М. А. Шолохов. «Поднятая целина».
И. Э. Бабель. «Конармия».
А. А. Фадеев. «Разгром».
Р. Б. Гуль. «Ледяной поход».
Творческий практикум.
Автор — образ — читатель (сопоставительный анализ произведений близкой тематики).
Художественный мир А. П. Платонова
«Усомнившийся Макар». «Сокровенный человек» Платонова. Композиция и система художественных образов рассказа. Своеобразие языка.
«К о т л о в а н». Мир и человек в произведениях Платонова. Поиски смысла жизни, своеобразие личности главного героя, художественные средства создания характера. Система художественных образов. Особенности поэтики и художественного стиля писателя. Миф и притча как способы художественного осмысления жизни.
Советы библиотеки.
А. П. Платонов. «Впрок», «Чевенгур».
Творческий практикум.
Образ — характер — герой (сочинение-исследование о герое А. П. Платонова).
Художественный мир М. А. Булгакова1
«Белая гвардия». Автор и его герои. Мир Города и мир семьи в романе. Образ Города и его символика. Тема дома, семьи, отечества и ее интерпретация в романе. Система художественных образов. Композиция романа, роль символических образов и сцен в структуре художественного целого. Значение снов героев, их понимание подвига.
«Мастер и Маргарита». Своеобразие композиции романа, вечное и временное в тематике и проблематике. Система художественных образов. «Роман в романе»: осмысление библейской темы. Образы Пилата и Иешуа Га-Ноцри.
Ключевые сцены романа и их символика. Множественность интерпретаций.
Советы библиотеки.
|
|
М. А. Булгаков. «Дни Турбиных», «Театральный роман».
Творческий практикум.
Сочинение-размышление «Судьба интеллигенции в революции».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИЗГНАНИИ
Литература русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена. Эстетическая ориентация писателей-эмигрантов, генетическая связь их творчества с литературной традицией рубежа веков.
Развитие традиций русской классической литературы в творчестве писателей русского зарубежья. Золотое десятилетие эмигрантской прозы (1925—1935). Нобелевская премия И. А. Бунина.
И. А. Бунин. «Жизнь Арсеньева». Философская, религиозная и этическая концепция жизни и ее воплощение в сюжете романа. Тема разлуки, любви, смерти. Традиции и новаторство автобиографического романа, особенности жанра, поэтики.
«Чистый понедельник». Трагедийная концепция любви. Русский национальный характер и его неразрешимые противоречия. «Чужое слово» как элемент поэтики и средство создания художественного образа.
Лирика: «Святой Прокопий», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...» и др. Лирическое осмысление изгнанничества.
Изучение одного из романов (по выбору).
И. С. Шмелев. «Лето Господне» (главы по выбору). Автобиографическая основа произведения. Тема прошлого и ее осмысление. Религиозное начало в произведении. Автор и его герой: микромир ребенка и макромир художника.
М. И. Цветаева. «Лебединый стан», «Тоска по р о д и н е! Д а в н о...», «Бессонница» и др. (по выбору). Исповедальное и трагедийное в лирике. Противопоставление быта бытию, духа — материи. Образ лирического героя. Своеобразие поэтического стиля.
В. В. Набоков. «Приглашение на казнь» и рассказ-спутник «Облако, озеро, башня». Мир и его абсурдные законы. Реальное и воображаемое в художественном мире романа. Тема художника и ее воплощение на страницах произведения. Своеобразие языка и стиля, прием остранения, авторская «игра» с читателем. Традиции интерпретации романа.
Советы библиотеки.
И. С. Шмелев. «Солнце мертвых».
И. А. Бунин. «Освобождение Толстого», «Темные аллеи» (сборник).
В. В. Набоков. «Защита Лужина», «Машенька», «Дар», «Гроза».
Б. К. Зайцев. «Жизнь Тургенева», «Чехов».
В. Ф. Ходасевич. «Европейская ночь» (сборник).
Г. В. Иванов. «Отплытие на остров Цитеру» (сборник).
Творческий практикум.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ