Художественный мир Русской литературы второй половины XIX века

Художественные открытия русской литературы: эпоха русского романа, своеобразие русской драматургии, очерк в русской литературе.

Художественный мир И. А. Гончарова

«Фрегат «Пал л ад а» (очерки по выбору). Ан­тиромантический пафос очерков, точность бытовых зарисо­вок, полнота лирического чувства и способы его художественного воплощения.

Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. Полемика с И. С. Тургеневым о русском романе.

«О б л о м о в». Обломов в системе художественных обра­зов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обло-мова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положи­тельных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обло­мовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысле­ние проблемы любви в романе, историко-философский смысл финала.

Споры вокруг образа главного героя (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»; А. В. Дружинин. «О б-ломов», роман И. А. Гончаров а»).

Объективность повествовательной манеры, функции предметно-бытовой детали, пейзажа.

Творческий практикум.

Семинар-диспут.

Реферат.

Сочинение.

Советы библиотеки.

Художественный мир А. Н. Островского

Театр Островского и традиции русской классической драматургии.

«Гроз а». Смысл названия, своеобразие жанра. Систе­ма художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей. Тема греха и святости и ее сов­ременная интерпретация.

Споры вокруг образа главной героини (Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; Д.И.Писарев.

«Мотивы русской драмы»; А. А. Григорьев. «После «Грозы» Островского. Письма к И. С. Тур­геневу»).

Сценическое воплощение пьесы.

«Л е с». Сюжет и тематика пьесы, разноплановость конфликта. Композиция и основные художественные обра­зы пьесы. Тема искусства, актеров в изображении Остров­ского. Смысл названия.

Творческий практикум.

Пьеса и ее сценическая или кинематографическая ин­терпретация (сопоставительный анализ).

Советы библиотеки.

Художественный мир И. С. Тургенева

Своеобразие авторской концепции мира, эстетические и этические позиции писателя, жанровое многообразие твор­чества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева. «Рудин» как роман-прощание и роман-гимн.

«Отцы и дет и». Смысл названия, полемический па­фос, своеобразие композиции, система художественных об­разов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость пози­ции Базарова, его победы и поражения. Любовный конф­ликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.

«Отцы и дети» — «живой роман». Споры об образе глав­ного героя и нигилизме в русской критике (М. А. Антонович. «Асмодей нашего времени»; Д.И.Писарев. «Ба­за р о в»; Н. Н. Страхов. «И. С. Тургенев. «Отцы идет и»).

Творческий практикум.

Сочинение-размышление.

Реферат.

Ролевая дискуссия.

Советы библиотеки.

Художественный мир Н. Г. Чернышевского

«Что делать?» Принципы оценки жизни и искусства и их воплощение на страницах романа. Нравственные и идео­логические проблемы произведения. Поиски новой морали.

Композиция романа как средство воплощения автор­ской идеи. Система художественных образов.

Творческий практикум. Классная дискуссия.

Советы библиотеки.

Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина (повторение на основе ранее изученного).

«История одного города» (общий обзор с изу­чением глав: «Перечень градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния»). Смысл названия. Споры о жанровой природе произведения. Трактовка финала.

Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя, образы гра­доначальников.

Творческий практикум.

Теоретический семинар.

Реферат.

Советы библиотеки.

Художественный мир Н. А. Некрасова

«В дороге», «Вчерашний день, часу в шес­том...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроб а...» (для обязательного изучения).

«Праздник жизни — молодости годы...», «Рыцарь на час», «Огородник», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Сея­телям», «Блажен незлобивый поэт...», «Зине», «Я не люблю иронии твоей...» (повыбору).

Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторст­во поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лири­ки, демократизация литературного языка.

«Кому на Руси жить хорошо». История созда­ния, жанр и композиция. Система художественных образов поэмы. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проб­лема счастья и ее разрешение.

Фольклорная основа поэмы, своеобразие образного строя, языка, ритмики.

Творческий практикум.

Интерпретация поэтического текста в любом жанре.

Эссе «Некрасов сегодня». Советы библиотеки.

Художественный мир Ф. И. Тютчева

«8 ПепНит!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас— и все бы­лое...») (для обязательного изучения).

«Осенний вечер», «Святая ночь на небо­склон взошла...», «Тени сизые сместились...», «День и ночь», «Как океан объемлет шар земной...», «Последняя любовь», «Она сидела на полу..», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Волна и дума» (по выбору).

Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в фило­софской лирике.

Творческий практикум.

Самостоятельная интерпретация поэтического текста, составление поэтической антологии. Советы библиотеки.

Художественный мир А. А. Фета

«Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон с ад. Л ежа л и...», «Еще майская ночь» (для обяза­тельного изучения).

«Вечер», «Свеча нагорела. Портреты в те­ни...», «На заре ты ее не буди...», «Заря про­щается с землею...», «На стоге сена ночью южно й...» (по выбору).

Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистиче­ские приемы в лирике.

Творческий практикум. Сочинение-эссе.

Самостоятельная подборка стихотворений, «представ­ляющих» поэта.

Составление комментария. Советы библиотеки.

Художественный мир А. К. Толстого

«История государства Российского...», «Колокольчики мои...», «Средь шумного ба­ла, случайно...», «Не верь мне, друг, когда в избытке гор я...», «Ты клонишь лик, о нем упоминая...».

Жанровое многообразие лирики, основные темы, моти­вы и образы. Своеобразие взгляда на русскую историю и его воплощение в поэтическом творчестве.

Творческий практикум.

Стихи Толстого и их музыкальная интерпретация (опыт сопоставительного анализа).

Советы библиотеки.

Художественный мир Ф. М. Достоевского

Достоевский и нигилизм. Достоевский и христианство.

«Преступление и наказание». История замыс­ла и его воплощение. Особенности повествовательной мане­ры. Жанровое своеобразие.

Русская действительность в художественном мире рома­на. Петербургская тема. Нравственно-философская пробле­матика. Тема преступления и наказания и ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.

Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.

Христианская концепция писателя. Своеобразие вопло­щения авторской позиции.

«Преступление и наказание» в восприятии профес­сиональных читателей-современников (Д. И. Писарев. «Б о р ь-ба за жизнь»; Н. Н. Страхов. «Ф. М. Д о с т о е в с к и й. «Преступление и наказание»).

Творческий путь писателя после «Преступления и наказания». Великое «пятикнижие».

«Пушкин» (очерк из «Дневника писателя») как раз­мышление об истоках и судьбах русской литературы XIX века.

Творческий практикум.

Ролевая дискуссия.

Реферат.

Сочинение.

Советы библиотеки.

Художественный мир Л. Н. Толстого

Личность Л. Н. Толстого, писателя и философа, соеди­нившего два века, две эпохи русской культуры.

«Война и мир». История создания, особенности худо­жественной структуры, жанровая специфика. Смысл назва­ния: символические значения понятий война ж мир. Философ-ско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.

Основные персонажи романа. Поиски «мира» и своего места в жизни любимых героев Толстого.

Толстовский идеал семьи. «Мысль семейная» в романе.

Идея целительной силы «общей жизни», «мысль народ­ная» в романе. Значение образа Платона Каратаева.

Художественная правда истории в романе. Смысл проти­вопоставления образов Кутузова и Наполеона.

«Диалектика души» и проблема свободной воли в ро­мане.

Роман «Война и мир» и его читатели.

Творческий практикум. Сочинение-исследование. Советы библиотеки.

Художественный мир Н. С. Лескова

Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа.

«Очарованный странник». Житийное и фольк­лорное начало в повести, тема «праведничества». Русский на­циональный характер в изображении писателя. Система пер­сонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.

Интерпретации смысла названия повести.

Творческий практикум.

Творческая или исследовательская работа в любом жанре.

Советы библиотеки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: