2. Стадия крика и лепета
Предшествующая появлению слов-предложений стадия крика и лепета не входит в рассматриваемый период, так как в этих проявлениях детской речи нет еще усвоения элементов определенного языка. Стадия крика и лепета охватывает приблизительно первый год жизни ребенка. В самом общем виде она характеризуется следующими чертами. И крики и лепет еще лишены функции речи, но они разрешают очень важную задачу подготовки речевого аппарата для
3. Метод изучения усвоения ребенком звуковой стороны русского языка
В связи с тем, что в настоящем очерке выясняется, как протекает у ребенка овладение звуковой системой русского языка, материалом для обработки являются только передаваемые ребенком слова и словосочетания родного языка; меньших единиц речи из языка окружающих ребенок не воспринимает.
Изучение слов и словосочетаний, употребляемых ребенком и имеющих соответствия в речи окружающих, ведется в основном методом сравнения произношения ребенка с произношением окружающих взрослых, причем устанавливается, как передает ребенок разные элементы имеющегося у него образца. Такой подход к изучению фонетических явлений отличается четкостью и простотой. Дело сводится к тому, чтобы проследить эволюцию передачи ребен-
|
|
' Для записи ироизношения применяется транскрипция с использованием русского алфавита.
Твердые согласные обозначаются обычными русскими буквами: б, п,м и т. д.
Мягкость согласных обозначается апострофом, например: б', п', Л|'и т. д.
Гласные звуки обозначаются соответствующими буквами: а, о, у, ы, е (= э), и. Слабый безударный гласный, близкий к ы, обозначается посредством ъ (горът - город); неясный безударный гласный, близкий к и, посредством ь (в'ес'ьл = весел).
Иот обозначается посредством й, сочетание йота и гласного обозначается двумя буквами, например: л'йу (лью), пайот (поёт).
3 Гласные в ударных слогах выделены жирным шрифтом (прим. составителя).
2 1 Особенности представляют слова, когда у них в предударном слоге согласный относится к нешумным (и, л, р, в), а во втором предударном - к смычным или шумным: тогда, сохраняя динамическую структуру двусложного слова с ударением на конце, слово сохраняет первый (смычный), опускаег второй: мака (молока), хасо (хорошо). Китерман считает, что в таких случаях опускается предударный слог, но произносимый безударный
1 Характерно обилие таких слов в числе первых слов у разных детей в сводке [Рыбников 1926: 20-23].
1 Статья «Усвоение детьми групп согласных родного языка». Впоследствии выводы были подтверждены рядом других материалов. Между прочим, те же отношения
|
|
1 Такое предрасположение допускает Б. Китерман (Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза, т. XVII, стр. 79).
43ак. 4082
1 Этому соответствует сохранение «всей звуковой наличности произносимых слов» (по выражению А.В. Богородицкого) при обмолвках типа: болова голит вместо «голова болит», лес и овен, вместо, «лен и овёс».
1 На данном этапе ребенок не различает твердых и мягких согласных; поэтому можно было экспериментировать с гласным и.
7 Зак. 4082
' Несколько слов следует сказать о различии наших данных, полученных в младшей группе, с данными Э. А. Федеравичене [Федеравичене 1981]. Э. А. Федеравичене на основании экспериментальных данных пришла к заключению, что у детей младшей группы доминирует ситуативный способ номинации, т. е. ими используются ассоциативно-ситуативные слова: машины, дядя, тети и т. п. На наш взгляд, это расхождение можно объяснить применением разных методик при проведении экспериментов. В отличие от методики Э. А. Федеравичене, где детям экспериментатор сам предлагал развернутую словесную характеристику объекта называния для его последующего называния детьми, в нашем эксперименте испытуемые должны сами провести анализ ситуации и дать название того, что они видят на картинках.
1 Здесь и далее для удобства понимания примеры приводятся без фонетических искажений, присущих детям младшего возраста,
8 Зак. 4082
[1] По изданию: Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. С.53-61, 97-99, 105-110, 118-121.
[2] По изданию: Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Челябинск, 1974. С.7-27.
По другим данным «появляющийся у глухих от рождения детей ранний лепет, не получая подкреплений, постепенно гаснет (разрядка моя - И.Г.) [Расстройства речи... 1969: 26].
[4]
Идея ауторитмии принадлежит, по-видимому, Н.А. Бернштейну, писавшему еще в конце 40-х годов: «... первые движения были самопроизвольные, развившиеся просто потому, что шевелящиеся особи имели лучшие шансы в борьбе за жизнь, чем совершенно неподвижные». И далее: «У низших... ощущения обслуживаются и обеспечиваются с помощью движений. Движения, с виду бессистемные и бестолковые, идут впереди ощущений». В дальнейшем Н.А. Бернштейн говорит, что «этот механизм активного, деятельного ощущения сохранился и у нас» [Бернштейн 194^, 1966, 1968].
Аутогенное происхождение имеют, по-видимому, и такие виды активности, которые обнаруживаются в виде микродвижений важнейших рецепторных аппаратов - зрительных, осязательных, о чем не всегда эксплицитно свидетельствуют экспериментальные данные [Запорожец и др. 1967: 75-78, 82-88]. Мы склонны предполагать, что и так называемая «латентная речевая моторика» есть на самом деле непроизвольная активность (ауторитмия), восходящая к механизмам осязания и вкусового ощущения, имеющим древнейшее происхождение. Позднее эта же активность легла в основу механизма эмотивной и волюнтативной функции звуковой сигнализации.
[6] В качестве испытуемых привлекались дети в возрасте 1,5-2 года. Общее число опытов (одних и тех же по дели и методике) - 14 с привлечением 6 детей обоего пола.
[7] Считают, что операция группировки предполагает дифференциацию и обобщение признаков вообще, и что различение предметов по форме и цвету происходит гораздо раньше. По данным Н.И. Касаткиной [1948], уже к концу 4-го месяца жизни младенцы могут научиться дифференцировать некоторые цвета, а форма предмета может быть дифференцирована уже в возрасте 3 месяцев (по данным из работы [Запорожец и др.: 123-125]). Авторы указывают: «В период от двух до шести месяцев... можно констатировать узнавание матери и своей бутылочки, отличение своих людей от чужих» [Жинкин 1964: 118]. Возможно, что узнавание осуществляется с помощью обоняния, т.к. в сельской местности матери, по совету стариков, оставляют на ночь в кровати ребенка одежду, в которой производится кормление, «чтобы дитя чуяло мать и не плакало». Думается, что первыми должны усваиваться биологические показатели, знаки жизненно важных функций предмета. Развитие способностей к группировке предметов с «нейтральными» признаками зависит от степени развитости моторных умений, появляющихся позднее сенсорных. Представляется, что проба незнакомого предмета «на вкус», характерная для младенцев, подтверждает положение о первичности различения биологически важных показателей, в частности, показателя «съедобности - несъедобности».
|
|
[8] Существуют весьма убедительные экспериментальные данные, свидетельствующие в пользу той точки зрения, что «приобретение языка не должно рассматриваться как отбрасывание лежащей в его основе перцептуальной системы, которая... продолжает управлять нашими решениями и поведением», как пишет У. Рейтман [1968: 327], ссылаясь, в частности, на работы Р. Сперри. Об экспериментах последнего [после перерезки мозолистого тела головного мозга изолированные друг от друга доминантное (свяанное с речью) и субдоми- иантное полушария продолжали работать автономно] А.Р. Лурия писал: «Интерес этих наблюдений для научной психологии настолько велик, что требуется специальное пристальное изучение», прежде чем можно было бы сделать надежные выводы [Лурия 1967: 54]. У. Рейтман пишет: «Информационные процессы человека основаны на восприятиях... Всякий, кто наблюдал, как еще не научившийся говорить ребенок действует в окружающей его среде, убеждался в силе этих бессловесных информационных процессов... В конечном счете восприятия должны кодироваться на каком-то внутреннем языке... При этом вовсе не обязательно предполагается соответствие между структурой этого внутреннего языка восприятии п словесным языком» [Рейтман 1968: 328]. Как видим, Рейтман весьма близок к трактовкам проблемы в духе работ Л.С. Выготского и Н.И. Жинкина.
[9] По изданию: Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986. С.34-58.
|
|
[10] Но в этом случае язык и речь отождествляются, [См.: Ибраев 1980]. Язык не просто употребляется в речи, а служит средством осуществлен ия речевой деятельности.
[11] Это слово в метафорическом значении было впервые употреблено М. К. Хэл- лидеем по отношению к вокализациям ребенка Нигеля в возрасте от 9 до 19 мес.
[12] Мы называем эти функции языковыми, однако надо иметь в виду, что это функции не языка, а речевой деятельности, ее продукта - речевого знака.
[13] Возраст ребенка указывается цифрами: первая цифра обозначает, сколько лет ребенку; вторая, после точки с запятой, - сколько месяцев; третья, после запятой, - сколько дней.
[14] По изданию: Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 1948.
[15] Порядок появления звуков в период лепета указывается, например, в книге [Рыбников 1926: 5-11].
[16] Использованы следующие дневники: 1) Дневник Жени Гвоздева (рукопись); 2) [Рыбникова-Шилова 1923] (Коля Шилов; примеры после 3 лет приводятся из «Словаря русского ребенка», вып. 1-й); 3) [Павлова 1924] (Адик Павлов); 4) [Словарь... 1926] (Ирина Виноградова, Борис Виноградов, Адя Рыбников, Нина Златковская); 5) [Гаврилов, Сгахорская 1916] (Левик Гаврилов, Лев Стахорский); 6) [Соколов 1918] (Боря Соколов); 7) [Левоневский 1909; 1911; 1912] (Дима Левоневский); 8) [Станчинская 1924] (Ю. Станчинский); 9) [Рыбникова 1925]; 10) [Шабад 1925] (Соня Л.).
[17] Употребляемые при примерах цифры обозначают возраст ребенка: при этом первая цифра указывает число исполнившихся лет, вторая - месяцев, третья - дней. В отдельных случаях указываются только годы и месяцы, например: 2, 4.
' Этому вопросу посвящена статья [Китерман 1913].
гласный не соответствует редуцированному гласному 2-го слога.
[20] Ряд отступлений в усвоении места ударения, наблюдающихся в течение всего детства, объясняется влиянием одних форм слова на другие, имеющие ударение на ином слоге; так именительный и другие падежи единственного числа с ударением на последнем слоге (нога, ноги, ноге, ногой) вызывают перенос ударения на окончание и в винительном падеже (ногу).
оказались у болгарских детей - сыновей проф. Гсоргова: нами был просмотрен материал по его работе «Ein Beitrag zur grammalisciien Entwicklung tier Kindersprache».
[21] Появление новых звуков
Как видно из сделанного обзора начального периода детской фонетики, звуковой состав ее обладает известной устойчивостью, почему и представляется возможным рассматривать его в целом, дать обзор имеющихся в этот период у отдельных детей звуков, но эта устойчивость фактически нарушается в различных частях, благодаря происходящим переменам.
Главным источником, вносящим эти перемены, служит появление в говоре ребенка новых звуков родного языка. Для уяснения то-
[22] Конечно, это разложение на кинемы не следует понимать как сознательно осуществляемый ребенком анализ.
[23] Здесь имеются в виду ассимиляции, самостоятельно осуществляемые ребенком. Ассимиляции по звонкости и глухости (аджал, пат полим) и по мягкости (с'л'ил) перенимаются от окружающих и скоро становятся обязательными в соответствующих условиях.
' Ср, например, ошибки, приводимые А. М. Горьким в его статье «О пользе грамотности»: «Вернее клади ступень ноги»,- советует один поэт, не замечая некоторого несходства между ступней ноги и ступенью лестницы. «Прозаик пишет: «Он щелкнул щиколоткой калитки» вместо «щеколдой». М. Горький, Литературно-критические статьи, М„ 1937, стр, 302.
" Неправильно видеть в таких детских неологизмах, как «чисткость, портпая, за- вески, скучность, ядичная, слова, деформированные в сторону более легкого произношения и большей яркости звука», как это делает Шабад [1925: 5В]. Все это - образования по аналогии из общеупотребительных морфологических элементов.
3 Этот вопрос подробно рассматривается в нашей работе «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» (рукопись).
[24] По изданию: Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып.13. С.101-132. При подготовке к переизданию были сделаны сокращения, касающиеся главным образом трудновос- производимых схем и устаревших реферативных обзоров.
[25] Сведения о количестве и возрасте /tcivii, нрошедши.х через опыты, на основе которых составлены приводимые ниже фонсмампиткне ряды, даются в прилагаемом списке детей-испытуемых (см. приложение).
[26] Ср. высказывания Б.М. Теплова о взаимодействии музыкального слуха и вокальной моторики [1947, глава VII].
[27] Цифры в скобках означают — через точку — число лет и месяцев возраста ребенка.
[28] По изданию: Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997. С.25-54.
[29] Все перечисленные факты наблюдаются и в разговорной речи (РР) взрослых. Исследователи отмечают наличие в РР «синкретичных номинаций», так называемых «имен ситуаций» и «тенденцию к расчлененности», в результате которой возникают модели предикативных обозначений, а также присутствие отглагольных существительных типа «стиралка», которые мотивированы соответствующими глаголами [Русская разговорная речь 1980].
* С. Н. Цейтлин указывает на раннее появление качественных прилагательных «маленький» и «красный» [Цейтлин, 1996]. Мы сталкивались с подобными фактами, но считаем, что здесь имеет место имитация речи взрослых, а не творческое освоение качественных прилагательных.
[31] По изданию: Цейтлин С.Н. Окказиональные морфологические формы детской речи. Л., 1988.
[32] По изданию: Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты. Саратов. 1999. С.62-100.