Вступление

______________________________________

С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей — дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и со­мнениями в собственной компетентности, не только радостью от удач­но проведенного занятия, но и отчаянием от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка {большое ко­личество уроков, проверка тетрадей, классное руководство), необходи­мость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огром­ным количеством людей — все это осложняет жизнь воспитателя и учи­теля. Именно поэтому представителям столь древней и почитаемой про­фессии зачастую необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановить силы после тяжелого стресса, научит техникам уверенного поведения и способам саморегуляции. И таким человеком в школе и в детском саду может стать психолог, проводящий индивидуальные консультации и тренинги по отработке определенных навыков у педагогов.

Теперь уже стало обычным явлением, что воспитатели и учителя при­ходят со своими заботами и проблемами к психологу. Опыт работы в образовательных учреждениях показал нам, что одной из острых про­блем стала проблема общения с родителями детей, посещающих детский сад и школу. Причем множество вопросов появляется не только у начи­нающих специалистов, но и у опытных педагогов. Ведь, к сожалению, далеко не в каждом вузе учат, как поддерживать свой авторитет в обще­нии со взрослыми, как распознать «трудных» в общении родителей, как противостоять манипуляциям с их стороны, как аргументировать свою позицию. Тем не менее это надо знать и уметь, но несмотря на растущий интерес педагогов к психологической науке не всегда хватает времени, чтобы прочитать всю необходимую литературу.

Для того чтобы хоть чуть-чуть облегчить труд учителей, мы перера­ботали ту массу книг, которую они мечтают прочитать, добавили наши собственные наблюдения и опыт и создали данный тренинг. Эта кни­га — слово благодарности педагогам, которые воспитывали и учили нас, наших детей и станут учить наших внуков. Надеемся, что-то будет взято ими на вооружение и сделает общение педагога с родителем более пло­дотворным, приятным и интересным.

Книга адресована воспитателям детских садов, школьным учителям и психологам.

Теперь несколько слов об истории создания тренинга. Впервые он был проведен в 1999 году для педагогов программы «Сообщество». В раз­работке программы тренинга кроме авторов этой книги активное учас­тие принимала психолог Н.М. Зубкова, которой и принадлежала идея создания тренинга. Первое испытание программы помогли нам осуще­ствить и Н.М. Зубкова, и психолог г. Ломоносова Е.В. Карпова, а про­ходило оно в Знаменке, куда съехалось более 80 педагогов Санкт-Пе­тербурга. Руководство программой обучения педагогов осуществляла О.Б. Семина, директор филиала «Санкт-Петербургский» Российского фонда по развитию образования «Сообщество». С тех пор прошло не­сколько лет, структура тренинга, упражнения и содержание несколько изменились, появилось много нового: новые темы, новые разделы, но­вые игры и упражнения. Но не все старое забыто. Часть упражнений и теоретических разделов мы взяли из тренинга 1999 года, это упражне­ния «Шушаника Минична», «Толстое стекло», «Что я вижу на карти­не?», мини-лекции «Что такое общение?», «Конфликтные типы лично­стей» и др.

Книга, которая является обобщением многолетнего опыта работы с родителями образовательных учреждений, с каждым годом пополнялась новыми упражнениями, играми, которыми с нами щедро делились вос­питатели, учителя и психологи из разных городов России, где нам по­счастливилось проводить данный тренинг. В создании главы «Формы работы с родителями» активное участие приняли О.Б. Семина, В.В. Мамаева, И.Рымарева. Мы выражаем благодарность нашим коллегам, с которыми было положено начало этой работы.

Структура книги такова, что ее теоретическая часть является лишь подспорьем для проведения тренинга и содержит материал, который мы обычно используем в мини-лекциях. Теоретического материала, пред­ставленного нами впервых шести главах, чаше всего хватает для того, чтобы донести до участников основные идеи тренинга, но его может быть и недостаточно, в том случае, если:

r группа слабо осведомлена в вопросах психологии и требует более подробных объяснений тех или иных положений;

r группа проявляет повышенный интерес к некоторым темам или теоретическим аспектам тренинга;

r тренер не имеет базовых знаний в области психологии общения, развития и здоровья;

r тренер по своему усмотрению желает расширить некоторые темы или заменить их другими.

Во всех перечисленных случаях тренер может познакомиться со спис­ком используемой нами литературы и выбрать для себя то, что он счита­ет необходимым при подготовке к тренингу. Основные вопросы, затро­нутые в теоретических главах, перенесены из реальной практики, из запросов педагогов, работающих в детских садах и школах Санкт-Пе­тербурга и многих городов России и ближнего зарубежья. Вероятно, рас­сматриваемые в книге проблемы могли быть проанализированы полнее и глубже, но, как показала практика, представленного материала ока­зывается достаточно, чтобы оказать помощь педагогу и не перегружать его лишними научными сведениями, которые он может при необходи­мости получить в рекомендуемых книгах.

Глава 8 содержит план проведения четырехдневного тренинга и опи­сание основных его этапов. Разумеется, это примерная схема тренинга, которую можно менять, упрощать или использовать отдельные блоки и упражнения для проведения семинаров, деловых игр и т. д. для работни­ков образовательных учреждений. Так, многие коллеги отмечают, что проведение 1—2 упражнений и игр и их обсуждение вполне достаточно для двух-трех часовой встречи с педагогами. Большая часть игр прием­лема для групповой коррекционной работы, проводимой психологом с детьми и подростками. Некоторые упражнения могут быть включены в структуру практических занятий при подготовке студентов высших и средних учебных заведений по курсу «Психология».

Приложения к тренингу адресованы непосредственно тренеру или практическому психологу, который готовится проводить данный тренинг или отдельные упражнения. Эти материалы мы включили в книгу для того, чтобы сэкономить время наших коллег на подготовку раздаточно­го материала. Кроме того, в данном разделе приводятся некоторые ва­рианты выполнения упражнений участниками наших семинаров, что, надеемся, также поможет тем, кто впервые обращается к работе по этой теме.

Все предложения и вопросы отправляйте по адресу:

monina-galina@yandex.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: